Основание. Основание и Империя. Второе Основание, Азимов А.

osnovanieАйзек Азимов «Основание. Основание и Империя. Второе Основание» (Цикл «Академия», «Основание», «Фонд»)

Пророков нет в отечестве своем, или Звездные грабли для человечества/Религия под названием наука

12 тысяч лет царила над миллионами звездных систем могущественная Галактическая Империя. И, казалось, так будет вечно.

Но появился человек, предсказавший гибель величайшего из государств.

Хари Селдон — гений, ученый создавший психоисторию. Науку, с помощью математических процессов, рассматривающую и предсказывающую реакции больших групп людей на долгоиграющие процессы. Науку, способную прогнозировать будущее.

Селдон предрекал относительно скорую гибель Империи, и долгие тысячелетия варварства, неизбежно следующие за ее крахом.

Предотвратить падение было уже невозможно. Но можно было сократить время тьмы и анархии. Для этого Селдон выпрашивает у правительства бедную ресурсами планету на самом краю галактики.

Планету, ставшую домом Фонду Основателей. 100 тысячам мужчин, женщин и детей, начавших работу над Галактической Энциклопедией, содержащей всю сумму человеческих знаний. Работу, время которой растянется на столетия.

Проекту, подготовленному Селдоном в соответствии с его любимой психоисторией, предстоит пережить взлеты и падения, жесточайшие кризисы и блистательные победы.

И, возможно, стать ядром нового великого государства, способного занять место павшей Империи.

 

Айзек Азимов (Исаак Юдович Озимов, родившийся в 1920-м году в России) – один из столпов научной фантастики («сайнс фикшн»), начавший творить еще в ее Золотой Век, и признанный наряду с Кларком и Хайнлайном членом «Большой тройки» времен ее рассвета.

Первый роман цикла «Foundation» (как его только не переводили!) полностью увидел свет в 1951 году (его части были написаны и опубликованы в журнале еще в начале 40-х), фактически на пике популярности жанра.

В 1966 трилогия получила специальную премию «Хьюго» как «лучший фантастический сериал всех времён».

Частенько упоминают, что при создании цикла Азимов неоднократно перечитывал «Историю упадка и разрушения Римской империи» историка Эдварда Гиббона. Параллели безусловно провести можно (вспомним хотя бы 12 столетий и 12 тысячелетий жизни обоих империй), вот только считать это недостатком работы Айзека, я отказываюсь категорически.

Для нашего циничного 21 века идеи Селдона уже не являются новаторскими откровениями. Управление толпой и влияние на массы плотно вошло в современную жизнь. Долговременный расчет и попытки прогноза (а также борьба за их корректировку) стали обычным оружием среди сильных мира сего.

Но в том то и дело, что, пожалуй, именно Азимов впервые собрал и сформулировал в одном месте наработки предшественников, начиная с Аристотеля, по этому поводу. Дополнив и расширив их мыслями и идеями чертовски неглупого человека, отлично разбирающегося в предмете. Себя.

Кое-где именно Айзека называют в числе тех, кто планировал послевоенную стратегию США. Ни капельки не удивлюсь, если именно так оно и было.

По крайней мере, в «Основании» Азимов демонстрирует весьма глубокое знание предмета. Перед нашими глазами промелькнут вехи и тенденции наиболее вероятного варианта развития человечества.

Фанатизм и влияние религии. Торговые империи и экспансия на фронтир. Политические сражения и военные игры мускулами. Вырождение и упадок аристократии. Прорывы и инерционность людей науки.

И так по кругу.

Азимов верил в гуманистическую и объединительную роль фантастики, желая уничтожить вражду между людьми. И прекрасно видел все недостатки человеческой расы, мешающие достигнуть этой благородной цели. Раскрывая и препарируя их перед читателем.

Ограниченность и тупость обывателя. Его нежелание развиваться, учиться, вообще что-либо менять.

Психология толпы, ее управляемость, неадекватность, опасность, зашоренность.

Слепая вера неглупых людей в авторитеты, неоднозначное влияние религии как института, использование «духовными лидерами» паствы в своих целях.

Закостенелость ученых (в основной массе), их неспособность перешагнуть границу, заглянуть за порог, любовь почивать на лаврах.

Размышляет также автор над ролью личности, склоняясь к идее необратимости истории, но, не отрицая важного влияния персоналий.

Над этичностью действий Селдона, ни капли не думающего об отдельных людях, взамен мыслящего о Человечестве. При этом делающего весьма ответственный выбор за миллиарды живущих.

Стиль цикла довольно интересен, летописность и телеграфность рассказов об отдаленных событиях, дополненных цитатами из Галактической энциклопедии (когда перед глазами пролетают века), перемежается с относительно подробными описаниями ключевых моментов.

Здесь вступают в дело качественные, полнокровные герои, остающиеся в сердце надолго (хотя мы видим лишь небольшой период их жизни), вызывающие бурное сопереживание или яркую неприязнь. Жаль, что так быстро приходится расставаться.

Всего в цикле 7 книг: плюс два приквела и два продолжения основной трилогии. Не считая дополнительных романов и рассказов, созданных коллегами по цеху уже после смерти Азимова.

Вместе с тем есть в концепции «Основания» и ряд спорных моментов.

От забавных мелочей, типа космических кораблей на нефти и угле.

До глобальных, например, почему автор так уверен в безусловном превосходстве тоталитарной формы правления? Если судить по нашей истории, ни одна из земных империй не стала панацеей ни для соседей, ни даже для своих собственных граждан.

Или: неужто за прошедшие минимум 12 тысячелетий человек ни капельки не изменился? Все также правит гордыня, властолюбие, злость. Неужто люди неисправимы? Даже получив сверхчеловеческие способности?

Или: так уж необходимо было вмешательство Селдона в природный ход событий? Как раз с точки зрения судьбы любимого им человечества. Возможно, тридцать тысяч лет без ига Империи были отмерены природой не просто так? А за это время гомо сапиенс должны были перемениться? Изжить ненависть, гордыню, чрезмерное самолюбование, начать лучше понимать друг друга? Выйти, наконец, на новый уровень. Развить новые, невиданные таланты. Причем не только у горстки счастливчиков, считающих остальных быдлом, недостойным лизать прах у их психоисторических ног?

А так, чем будет Новая Империя отличатся от Старой? Сколько их уже было на земле, и каждая повторяет ошибки предыдущей. Кровь, злоба, унижение, агрессия, застой, падение.

Такой ли судьбы хотел Азимов человечеству будущего? Вряд ли.

Эрго. Бесспорная классика. Где-то оптимистичная, где-то изрядно грустная. Как времена, когда была написана. Как людские ожидания. Как человеческие жизни.

Обзор сериала Основание читайте тут

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Основание. Основание и Империя. Второе Основание, Азимов А.

  1. Алиса говорит:

    Воооооот! Именно то о чем тоже всегда рассуждала читая этот цикл! Почему надо влезть в природные процессы и ковыряться там? Почему такие уверенные в себе всезнайки!? И почему никак не рассматривается вопрос культурного прогресса и духовного? Только технический. Когда кто то в книге говорит что враги\пришельцы из других галактик\соседи могут придумать новое оружие, я начинаю ржать (извините за грубость) и давлюсь чаем.))) Ну примитивно, ей Богу.)) Есть еще пара спорных вопросов. На счет общества, неужели, оно настолько стадно что не может ничего решать? А как же такое понятие как народ? И у народа может быть характер и воля как у отдельного человека. С этой точки зрения вообще не рассматривается. Еще стремный вопрос с этим Оливо. Что он за миссия такая? Что, альтернатива Господу Богу? вообщем перегнул автор основания с этим персонажем. Есть в этом эпизоде небольшой момент гордыни, что ли. К сожалению.(( Вообщем русский менталитет обязательно будет спорить с установками которые в этой серии романов есть. С рецензией полностью согласна и поддерживаю!))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.