11/22/63, Кинг С.

11-22-63Полет бабочки или Спасение нерядового Кеннеди

Проверяя сочинения в последний учебный день 2011, перед каникулами, учитель английского языка и литературы Джейк Эппинг, как и все нормальные люди, строил планы на отпуск. Обычные, вполне стандартные планы. Уборка, отдых, прогулки.

Но все их перечеркнул внезапный звонок владельца «Закусочной Эла» Темплтона, положивший начало событиям, которые никто в здравом уме не назвал бы стандартными.

Оказалось, что в кладовой трейлера Эла, уже не первый год находится «кроличья нора», временной тоннель, ведущий прямиком в 9 сентября 1958 года. Каждый божий раз в один и тот же день. Сперва Темплтон использовал новые возможности сугубо утилитарно. Чистая пища, дешевые товары, дополнительные отгулы.

Но затем он задумался. Эл был хорошим человеком, и не считал себя приверженцем поговорки «про благие намерения». Он решил изменить будущее.

«Переломным моментом» Темплтон посчитал 22 ноября 1963 года. День, когда был убит Джон Фицджеральд Кеннеди, 35-й Президент США.

И все бы хорошо, уверенности в своей правоте с избытком, и можно попробовать помешать некоему Ли Харви Освальду, но оказалось что время весьма упрямая вещь.

Эл заболевает раком. Жить ему остается считанные месяцы, и единственным шансом исполнить свою мечту остается поиск преемника.

Ним становится скромный учитель Джейк Эппинг.

Но хватит ли у него сил и убежденности преодолеть инерцию времени? И нужно ли это делать?

 

Старому доброму Стивену Кингу давным-давно стало тесно в рамках ужастика. Пускай практически каждая его книга становилась бестселлером, а также иконой жанра. Пускай, он лишь формально оставаясь в рамках хоррора, уже многие годы занимался препарированием «темной стороны» человека. Пускай сложновато найти в мире психолога лучше него. Пускай. Все равно хотелось двигаться дальше. Благо Эдвин хорошо знаком с тезисом: «что не развивается, то неизбежно деградирует».

Отсюда, скорее всего, берут начало «Темная башня», «Зеленая миля», «Под куполом» (обзор тут  http://perekat.kiev.ua/под-куполом-кинг-с/), и наш сегодняшний герой.

Роман, который уже окрестили лучшей книгой Стивена.

Роман вполне сравнимый с лучшими образцами мировой литературы. Независимо от жанра.

Роман, использующий фантастическое допущение не ради него самого, а для создания максимально закрученного конфликта, дополнительных возможностей развития сюжета, сравнительной характеристики разных времен, размышления о проблемах, волнующих любого более-менее думающего человека. А, в конечном итоге, для лучшего раскрытия характеров, идей и мыслей. Персонажей, а через них и автора.

Возможны ли изменения истории к лучшему, или все идет единственно верным путем? (насколько разительное отличие от бесчисленных бездумных «альтернативок», твердо уверенных в своем праве сделать «как надо»).

Оправдано ли насилие, совершенное как бы во благо.

Что важнее: личное или общечеловеческое?

После нас хоть потоп, или людям имеет смысл думать о своих поступках? А если каждый из нас влияет не только на свою маленькую жизнь, но и на судьбу всех представителей гомо сапиенс, земли в целом?

Это, пожалуй, и становится магистральной идеей книги.

Ответственность.

И необходимость помнить о том, что благими намерениями, вымощена дорога в одно крайне малопривлекательное место.

Чем еще приятны книги Кинга, так это тем, что автор редко думает одну единственную мысль, как большинство современных литераторов и кинематографистов.

Помимо ответственности Стивена весьма занимает проблема выбора верной жизненной цели, определения приоритетов, поиска истинного призвания.

И, конечно, вечная тема любви. Любви, способной творить чудеса и повергать мир в хаос. Вдохновлять и смешивать с грязью. Быть путеводной звездой и ношей, тянущей в могилу. Чувства, определяющего историю человечества.

 

Приятным бонусом на этом фоне выглядит погружение в мир Америки 60-х. Иногда забавной, иногда страшной. Иногда наивной, иногда мудрой. Иногда пуританской, иногда отрывающейся по полной.

Но всегда живой и полнокровной.

И все бы хорошо, вот только сегрегация…

Эх, ностальгия дядьку Кинга замучила!

Многим может показаться, что 11/22/63 — роман для американцев. Это верно в той степени, что жители цитадели демократии найдут здесь на порядок больше «манков» и психологических зацепок. За счет родной культурной среды, где они выросли и на которую завязаны тысячами невидимых нитей, глубже прочувствуют дух с атмосферой.

Остальные, кому не повезло родиться на американском континенте, кое-что, конечно же, упустят. Но утешением им послужит мастерство Кинга, позволяющее сполна насладиться моментами романа, понятными любому гомо сапиенсу, независимо от места его появления на свет. Порадоваться за старую Америку, где жизнь была проще и естественнее. А может и позлорадствовать об ее утрате.

В романе практически нет мистики, зато есть как всегда великолепно раскрытые образы (наилучшим образом подтверждающие тезис «каждый человек – это вселенная»), потрясающая атмосфера, и убойная динамика, в некоторых моментах не позволяющая отвлечься ни на секунду.

Как ни крути, Кинг – это голова. Причем, независимо от жанра, в котором он на данный момент работает.

Эрго. Кинг уже давно стал в один ряд с лучшими писателями всех времен. Этой книгой Стивен снимает все вопросы насчет законности своего места на пьедестале славы мировой литературы.

Теперь главное, чтоб не забронзовел.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: 11/22/63, Кинг С.

  1. Ден говорит:

    Кинг — мой любимый автор. Перечитал все его опубликованные произведения не по одному разу и могу подтвердить, что 11.22.63 одно из лучших произведений автора. Не лучшее (все-таки это вкусовщина, как ни крути), но определенно в первой пятерке.
    За обзор — спасибо, прочитал с интересом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.