Форпост (The Outpost), 2020 — рецензия (обзор)

Плевать, танцуем! или Еще один прекрасный день в Афганистане

2009. В горах Афганистана доблестная американская армия размещает ряд форпостов, в задачу которых входит не только контроль над перемещением оружия, наркоты, боевиков Талибана, но и налаживание контакта с местным населением.

Форпост Kамдеш, расположившийся в долине, окруженной горами Гиндукуша, казался райски красивым местом. А на самом деле был настоящей ловушкой для неполных шести десятков американских бойцов. Ведь если Талибан возьмется за форпост всерьез – шансов уцелеть у сынов демократии минимум.

И однажды боевики таки делают то, чего опасались обитатели форпоста.

 

Попытки продемонстрировать изнеженному зрителю будни современной войны на киноэкране продолжаются не первый год. Вспомним хотя бы «Падение Черного ястреба», «Уцелевшего» (http://perekat.kiev.ua/уцелевший-lone-survivor-2013/ ), «Снайпера» (http://perekat.kiev.ua/снайпер-american-sniper-kuper/ ).

И вот еще один кирпичик в фронтовую стену.

Нам показывают несколько десятков простых американских парней: среднего интеллекта и образования, мающихся от скуки, брызжущих тестостероном, меряющихся пиписьками, творящих фигню во внеслужебное время, жутко скучающих за родными, переживающих о собственной смертности, задающихся вопросами о цели своих «командировок», размышляющих о религии и (не) правоте фанатиков любой веры.

Особого перчика добавляет картине то, что здешние герои матом не ругаются – они им разговаривают. Причем и в минуты затишья, а уж тем более во время перестрелок. Матом, добросовестно переведенным во всем его великолепии. Этот нюанс добавляет картине +100 к жизненности, позволяя почувствовать и прочувствовать специфику мужского коллектива в сложных условиях.

Целый час постановщики знакомят нас с буднями Форпоста Kамдеш, где ни один день не обходится без обстрелов с окружающих лагерь горных хребтов. С парнями, чередующими боевую работу с тоской по дому, психическими срывами, соревнованиями друг с другом, попытками хоть как то занять свободное время.

Тем обиднее, что за это огромное по меркам кинематографа время, постановщикам удалось раскрыть буквально пару персонажей. Остальным расщедрились максимум на забавные фишки, типа нежно любимой собаки или индейского происхождения.

Да что, в самом деле, творится с постановщиками и сценаристами? Очень похоже на профнепригодность.

Также нам покажут разницу в подходах различных командиров, влияние внешнеполитических событий на будни отдаленного гарнизона, столкновение восточной и западной культур, непонимание с местными.

А затем час знакомств проходит, и зрителю дарят практически 40 минут ураганного экшена, когда на небольшой гарнизон форпоста обрушиваются сотни и сотни талибов. Ливень свинца, сыплющийся с окрестных хребтов, взрывы гранат из РПГ, перекрестный обстрел со всех сторон. Обманчивая безопасность зданий, сменяющаяся огненным адом, творящимся на улице. Обреченность и гибель товарищей. Крики раненных и кровь на руках. Безумие многочасового боя, когда непонятно, будешь ты жив через минуту, или следующая пуля выпущенная врагом, уже летит по твою душу. Внушает.

Непонятно лишь, почему хронометраж вступления и боя не махнули местами?

Вторая половина ленты хороша, правда, вызывает массу вопросов к организации обороны форпоста. Тем более что эта история вроде как снята по реальным событиям. Да, нам, конечно, скажут, что: «по результатам расследования сражения при Камдеш, армейское руководство было признано виновным в неспособности улучшить оборону лагеря», но их надо было не «по результатам», а заранее кастрировать тупым ножом.

Лена основана на книге журналиста и телеведущего Джека Таппера «Форпост: нерассказанная история американской доблести» (2012).   

Итак, взглянем пристальнее, где довелось служить нашим героям.

Форпост находился в долине, полностью окруженной горами, поросшими лесом. Соответственно, огневых точек вокруг — за каждой сосной. Внутри имеется 1 миномет, два Хаммера с пулеметами и парочка отдельно взятых пулеметов на станинах и в грузовике. Боеприпасы хранятся на отдельном складе, чтобы доставить их к огневым точкам, нужно быстро бегать ножками по простреливаемой, как пустой стол местности. Укрытий мало: строения (странно, что они не прошивались пулями навылет при такой плотности огня), парочка стен из мешков с грунтом и одна условная траншея. Пехотные мины где-то вроде заложены, но не проверялись уже год, и в результате протухли. Это фактически основное вооружение, которым в несколько рядов должны были быть усеяны все подступы и удобные для обстрела места, с ходу выносится за скобки. Супер. Территория форпоста, которая должна быть плотно прикрыта масксетями и любыми другими тканями, фанерками, бронелистами, затрудняющими прицельный огонь, полностью открыта взорам любого желающего. Траншеи, должные соединять ключевые точки, типа пулеметов, бронемашин, склада боеприпасов – отсутствуют как класс. А почему не «работал» миномет, я вообще не понял (вроде как выведен из строя минным налетом боевиков, но по фильму это не читается, тем более что потом, но еще до того как талибы вломились на базу, звучит фраза «надо отбить (?) миномет», у кого? После чего о нем и вовсе благополучно забывают).

Фактически, при более-менее серьезной подготовке и вооружении атакующих, столь коряво оборудованный форпост уничтожался за полчаса. А если заслать ночью диверсионную группу, минирующую все, до чего дотянется – и того меньше. Повезло штатникам, что боевики по фильму были вооружены только «калашами» (тоже не подарок — прицельная дальность стрельбы в среднем около километра), одной снайперской винтовкой (а если бы снайперов был десяток, пускай плохоньких? Сливай воду, врагу и минометы не понадобятся) и десятком РПГ. Пулеметы у злодеев отсутствуют, не говоря уже о крупнокалиберных «машинках», тяжелого вооружения нет (хотя в реале, насколько я понял, у них были и минометы). Постановщики явно «подыграли» своим.

Главных героев по большому счету двое.

Сержант Клинт Ромеша/ Romesha (Скотт Иствуд («Покорители волн», «Ярость», «Отряд самоубийц», «Закон ночи») – бравый воин, у которого за плечами не одна война. Стержень обороны лагеря, становой хребет любой армии. И советом младшим поможет, и огнем поддержит, и атаку организует.

Картер (Калеб Лэндри Джонс («Старикам тут не место», «Во все тяжкие», «Контрабанда», «Прочь», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Бывший морпех, за свою недолгую жизнь побывавший поваром, лесорубом, киномехаником, мормоном, продавцом, курьером, соцработником, уборщиком, да кем он только не трудился, прежде чем вернуться в армию. В основном именно на примере Картера мы изнутри увидим самые горячие участки боя. Именно он — то носится с боеприпасами, то сидит в сотрясаемой ударами пуль машине, то выбирает между целостностью организма и помощью другу, то пытается вытащить тяжелораненого товарища, то переживает потери сослуживцев. И это все без штанов. Хорошая работа Джонса.

Орландо наш Блум («Мушкетеры», «Хоббит», «Карнивал Роу») изображает дипломатичного, умного (до определенной степени: не садись за руль!) капитана, пытавшегося наладить контакт с местными. И шо я вам скажу, Орландо надо запретить ходить в армию – ну не складывается у него с мундиром, Шон, в конце концов, обидеться может.

Отдельное спасибо за осознание некоторыми парнями того, что американским воякам в местах, где их ненавидят, делать, по большому счету, нечего. И зачем, собственно говоря, они здесь находятся, непонятно никому из солдат.

Как говорится маленький шажок для человека, но огромный скачок для человечества. Хотя, к сожалению, решают все равно не солдаты.

Эрго. Очередная попытка показать будни современной войны и возможно, даже дать возможность подумать о необходимости нести демократию на дулах М-16. Первый час — плавное знакомства с обстановкой, затем ураганные 40 минут боя, плюс слабо раскрытые персонажи, соленая атмосфера мужского коллектива. 

Режиссер: Род Лури

В ролях: Орландо Блум, Скотт Иствуд, Калеб Лэндри Джонс, Майло Гибсон, Бобби Локвуд, Джейкоб Скипио, Джек Кеси, Селина Синден, Тейлор Джон Смит, Александр Арнольд, Джеймс Джаггер

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.