Гибель богов (La caduta degli dei), 1969

Представляю Вашему вниманию статью Катерины Белинской, режиссера, преподавателя сценречи, дикции, пластики, инициатора создания Переката. Со многими ее мыслями и идеями вы уже встречались в моих обзорах. Сейчас она взялась познакомить наших читателей с настоящей классикой мирового кинематографа. 

Сущность нацизма или Шекспир + Вагнер = Висконти

 До сих пор среди нас живут боги. Их сила — в деньгах, их храмы – гигантские, ощетинившиеся трубами фабрики.

Убивают ли боги сегодня?

Я выбрал этот момент – зарождение нацизма в Германии. Чтобы рассказать историю, до сих пор сохраняющую свою актуальность: историю насилия, кровопролитий и животного стремления к власти.

Лукино Висконти

  

До того, как догорит здание рейхстага, люди старой Германии превратятся в пепел

27 февраля 1933 года.

   Барон Йохим фон Эссенбек, представитель промышленной аристократии, глава металлургического концерна празднует свой день рождения в кругу семьи.

За праздничным столом собираются:

   — младший сын Йохима — Константин фон Эссенбек (груб, влюблен в свое дело, рассматривает национал-социализм как инструмент, который можно использовать в своих целях);

   — сын Константина, Гюнтер (талантливый виолончелист, прям, честен, рафинирован, безволен);

    — Герберт Тельман, муж внучатой племянницы Йохима, вице-президент концерна (интеллектуален, интеллигентен, честен, чрезвычайно прямолинеен, противник национал– социализма);

    — вдова старшего сына Йохима Софи фон Эссенбек (самовлюбленна, экзальтированна, амбициозна, целеустремлена);

    — сын Софии, Мартин, законный наследник всех богатств семьи (бесталанен, порочен, безволен);

    — любовник Софи Фридрих Брукман, исполнительный директор сталелитейных заводов (компетентен, амбициозен, легко поддается чужому влиянию);

    — кузен Софи – гауптштурмфюрер СС Ашенбах (тонкий психолог, идеальный манипулятор, предан партии).

 

Сия милая компания начнет с убийства главы семьи. Продемонстрировав ревность, зависть, ненависть, загрузит эти эмоции в топку, доведет до нужного градуса и взорвет сама себя под звенящее молчание ошалевшего зрителя. 

 Гибель семьи фон Эссенбек вписана в исторический период становления гитлеровского режима.

27 февраля 1933 года — последний день Веймарской республики — знаменуется поджогом Рейхстага.

30 июня 1934 года — «Ночь длинных ножей» — уничтожение нелояльных штурмовиков во главе с Эрнстом Рёмом.

Два этих события  удерживают драматическую ось картины.

 Немного об идеи создания картины.

   Висконти задумал снять «Макбет» на современном материале. В процессе работы натолкнулся на историю Крупов, финансировавших военную индустрию третьего рейха. Проанализировав структуру промышленной немецкой буржуазии, установил два факта:

  1. Система управления выстроена на феодальный лад, будто фабрики и заводы — это герцогства или маркграфства;
  2. Отношения в семьях строятся на авторитарных династических принципах.

Два этих фактора создают благоприятную почву для интриг и не только.

Чуть-чуть об аллюзиях:

Мифологические – Скандинавский эпос в Вагнеровском ключе «Разрушительное пламя, пожравшее Вальгаллу и похоронившее под развалинами храма утомлённых богов из вагнеровской легенды» (Имеется в виду опера Вагнера «Кольцо Нибелунгов»), древнегреческие мифы «Эдип» и «Медея»;

Литературные – Шекспир «Макбет» и «Гамлет», Достоевский «Бесы», Гёте «Фауст»,  Томас Манн «Будденброки»;

Кинематографические — «Олимпия» Лени Рифеншталь (сцена купания), «Голубой ангел» Джозефа фон Штернберга — экранизация романа Генриха Манна «Учитель Гнус» (песня Мартина в начале фильма. В «Голубом ангеле» ее исполняет Марлен Дитрих, песня о сексуальной агрессии, примерный перевод: мы мужчины мы самцы нам позволено), «Иван Грозный» Эйзенштейн  (сцена пира опричников и сцена оргии штурмовиков, занимают равнозначную позицию, кроме того полное совпадение по цвету); 

Оперные – «Кольцо Нибелунгов» (название цикла из четырех эпических опер. Причиной трагедии становится кольцо дающее власть над миром. Драма развивается три поколения, заканчивается апокалипсисом в опере «Гибель богов»)

Вагнер, а через него отсылка к Ницше, но это отдельный разговор.

Пару фраз о трагедии:

По определению Аристотеля, трагедийный герой – это человек с противоречивым характером, в котором общее нравственное достоинство соединено с трагической ошибкой, виной. Как человек достойный, он готов на все ради исправления ошибки, покаяния, прощения, вызывая тем самым сочувствие зрителя. В «Гибели Богов» трагедийная структура выхолощена, полное отсутствие раскаяния, признания вины, ошибки. Таким образом, у героев Висконти нет трагедийного содержания.

Обмолвлюсь о цвете и источниках света:

 Чем начинается фильм? Заводами: льется сталь красное на черном. Заканчивается двойной экспозицией: лицо Мартина в красных бликах льющейся стали. На протяжении всей ленты на лицах персонажей то и дело мелькают красные блики, но Висконти не показывает источник света: откуда, откуда эти блики?

  Цветовое решение картины — черный, огненно желтый, кроваво-красный. Опять же совпадение с Иваном Грозным. Сине-зеленый у Эйзенштейна, переход от небесной лазури к сине-зеленому цвету разложения у Висконти. Он падает как на лица Софи и Фридриха в финальных сценах, так и на Мартина, поглощенного внутренним разложением.

Визуальный ряд скажет сам за себя:

 Остановлюсь лишь на безмолвном герое. Этот герой стол. Стол в столовой. За ним, изысканным, прекрасно сервированным, слегка надменным, собирается влиятельная, респектабельная семья фон Эссенбек. И именно там глава семьи демонстрирует властный жест, похлопывает рукой по столу. На протяжении всей картины этот жест будут повторять его приемники, вплоть до значения: властен над пустотой.

О воле и безволии замолвлю здесь слово:

Погибли все, кто имел свою волю. Безвольные, легко управляемые, благодаря своим порокам, возвысились. Ощущение инфернальности воли, что властвует над ними, к концу ленты становиться почти осязаемым.

Если есть гротеск абсолютно лишенный комического компонента, то это картина Висконти «Гибель богов», исполненная в уродливо-трагедийном стиле.

Не приятного вам просмотра, дорогие мои.

P.S. К современным Зигфридам обращаюсь, отведайте мозгов дракона, исправьте ошибку предка.

Режиссер: Лукино Висконти.

Продюсер: Альфред Леви, Эвер Хаггиаг.

Автор сценария: Никола Бадалукко, Лукиано Висконти, Энрико Медтоли.

Оператор: Паскуалино Де Сантис, Армандо Наннуцци.

Композитор: Морис Жарр.  

  В ролях:

Мартин фон Эссенбек – Хельмут Бергер

Фридрих Брукман – Дирк Богарт

Софии фон Эссенбек – Ингрид Тулин

Ашенбах – Хельмут Грим

Гюнтнр фон Эссенбек – Рено Верле

Герберт Тальман – Умберто Орсини

Константин фон Эссенбек – Рейнхард Кольдехоф

Йохим фон Эссенбек – Альбрехт Шёнхальс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.