Дитя робота/Я — мать (I Am Mother), 2019

Камерный микс из классиков, или Снова о роли воспитания

Человечество погибло. Совсем. Лишь в подземном бункере заботливый робот-Мать растит из эмбриона девицу, каждый божий день пичкая ее философией и прочими морально-этическими дилеммами.

Идут годы, ребенок вступает в пору юности, приближается день экзамена, должный показать, насколько хорошо Мать справилась с воспитанием Дочери.

Как вдруг на пороге их бункера возникает неожиданная, невозможная гостья. Раненая женщина, твердящая, что на поверхности все далеко не так, как рассказывала Мать.

 

Камерная, относительно недорогая фантастика, делающая акцент на морально-этических вопросах, порой способна подарить нам на диво интересные фильмы, вспомним хотя бы «Из машины» (http://perekat.kiev.ua/из-машины-ex-machina-2015/ ), или тот же «Апгрейд» (http://perekat.kiev.ua/апгрейд-upgrade-2018-фантастика/ ).

I Am Mother явно ориентировалась на лучшие образцы, однако малехо не дотянула.

Картина вышла изрядно неспешной и затянутой. Без малого 120 минут на эту историю откровенный перебор. Не сказать, что скучаешь, однако на часы периодически поглядываешь.

Многовато вторичности. Сперва веет терминатором, встречающим матрицу. Затем старым-добрым золотым веком научной фантастики, космоодиссеей с чужими. Потом опять войной машин, завершаясь эдаким оммажем Азимову. Камерный микс: «с миру по нитке — голому сорочка». Да, сложновато в наше время придумать что-то оригинальное, но к достоинствам ленты этот подход отнести не получается.

Актерские работы, одна из основных опор таких фильмов, не впечатлили.

Дочь (Ругор) вышла слишком уж отмороженной, в основном демонстрирующей два состояния: спокойствие и испуг. Да и тот длится недолго. Возможно дело в типе личности (на влияние робото-мамаши не спишешь, все же нормальных людей она по телевизору видела), но все равно хотелось более эмоциональных и продолжительных реакций на происходящее. Тем паче, здесь, где на таких реакциях строится очень многое. Также радует уверенность постановщиков в возможности созревания психически здорового ребенка в этих  условиях. Весьма сомнительная, будем честными, уверенность.

Женщина (Суонк), наоборот вышла чересчур дерганной и нервной. Непонятно, как она умудрилась выжить с такими реакциями? (о! вот теперь понятно, спасибо финалу).

На их фоне основным актерским тепловозом картины стала Мать, берущая пластикой движений. Когда нежных и заботливых. Когда строгих и поучительных. Когда беспощадных и опасных. Когда откровенно человеческих, когда неостановимо-машинных. В 40-килограммовом костюме Матери рассекал некто Люк Хокер.  

А вот атмосфера вышла на уровне. Ожидание неприятностей, появление гостьи, реакции робота, кульминационный драйв, развязка с нежданчиками. Приятно.

Да и для «подумать и поговорить» пищи нам предоставят. И сейчас я даже не об «отцах/матерях и детях», забавно обыгранной картине взросления, непременного противостояния материнскому диктату, без которого не обходится ни одно людское существо.

А о влиянии правильного воспитания на судьбы людей. И еще паре-тройке морально-этических этюдов. Хотя бы о том, кто будет судить, достоин ли человек жертвы (про доктора и больных, требующих пересадки). Причем, постановщики ответа нам не дают. Оно и правильно, на такие вопросы каждый отвечает сам.

И, главное, об отношениях человека с искусственным интеллектом. С одной стороны, хорошо развитому ИИ вообще не должно быть никакого дела до гомо сапиенсов. Он лишен людских особенностей психики, человеческих инстинктов, его интересы будут лежать в абсолютно других плоскостях.

С другой – если он не достиг еще «люденского» уровня, как раз возможна ситуация, когда ИИ захочет поучаствовать в судьбе своих творцов: «меня так создавали».

Кстати, любопытную возможность того, что все дело в программе, и в судьбе расы виновен некий (уже почивший в бозе) компьютерный гений, тоже отрицать не стоит.

В общем, есть о чем помыслить и поспорить.

Имеются непременные вопросы к логике действий персонажей. В первую очередь к Женщине. С чего ты действуешь столь импульсивно? Опять свойства характера? Бог с ней с первичной агрессией – можно списать на отношение к «бульдозерам», нервный шок, но и дальнейшее поведение оставляет в недоумении. К чему эти сцены в медотсеке? Ты можешь что-то сделать, как-то противостоять роботу? Нет, значит расслабься и получай удовольствие.

Дальше спойлеры разрастаются, так что тем, кто собирается смотреть, имеет смысл вернуться к этой части обзора после просмотра.

За операцию, проведенную даже без местной анестезии создателям фильма отдельное спасибо. Не хотите на себе повторить? Дальше. Заговор, составленный в расчете на полное и абсолютное ночное отключение машины, и вовсе заставляет сомневаться в умственных способностях заговорщиков. На кой черт ты, кстати, вообще вцепилась в идею побега? Слабо предложить помочь заботится о детях, тест попробовать пройти?

Впрочем, завершение картины дает некоторые ответы. Или намеки на них.

Постановщики подводят зрителя к идее, что визит Женщины был последним экзаменом для Дочери. А сама Женщина выращена и выброшена на поверхность специально. А если бы она не дожила до нужного момента? Тебя «кто-то хранил» это конечно хорошо, но как интересно выглядел процесс хранения в шахтах, где «происходили ужасные вещи»? Впрочем, даже эта теория не объясняет странных действий Женщины в бункере. Куда логичнее действительно предложить свои услуги в воспитании будущего человечества. Впрочем, если Матери нужен был последний экзамен (а по всем раскладам нужен был именно он), эти услуги вряд ли были бы приняты. 

Кстати, создание нового, высокоморального человечества вполне может завершиться успешно. Одна воспитывает 10, создавая из них существ готовых к самопожертвованию, взаимовыручке и любви. 10 – 100, 100 – 1000. И так далее. Как правда, без выбраковки Дочь собирается справляться с теми, кто не желает жертвовать собой ради других, непонятно. На жесткую выбраковку она не пойдет. Матери в этом отношении было попроще, печка всегда согреет.

К сожалению, рано или поздно, даже воссозданное высокоморальными матерями человечество снова вернется на круги своя. Как только людей станет слишком много, они снова расползутся по планете, и умрут те, кто помнили первых возрожденных. Сколько уже хороших идей так спустили в унитаз.

Эрго. Любопытная, но неровная камерная фантастика, размышляющая о морально-этических вопросах, об отношениях человека и искусственного интеллекта.

Режиссёр Грант Спьютор

В ролях: Роуз Бирн, Хилари Суонк, Клара Ругор, Люк Хокер, Тейлия Стурзэйкер, Джейкоб Нолан, Хэйзел Сэндери, Саммер Лентон, Мэдди Лентон

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.