Зло (Evil), сериал, 2019-2024

«Магия с последующим разоблачением», или В поисках Чуда/Противостояние шестидесятникам

Психолог-криминалист Кристен Бушар за время работы на прокуратуру видела многое. Но, как оказалось, не все. Неожиданный конфликт с работодателем, и вот уже Кристен трудится на некоего асессора Дэвида Акосту, сотрудничающего с католической церковью.

Чем же занимается Дэвид? Вещами крайне неординарными. Расследованиями необъяснимых явлений, медицинских аномалий (кто сказал чудо?), случаев демонической одержимости etc.

Кристен не верит во всю эту демоническую чушь, но Акосте как раз и нужно мнение скептика, способного взглянуть на происходящее с точки зрения психологии и медицины.

Верить-то она не верит, но Дэвид четко знает, что демоны отнюдь не фигура речи. Ведь один из них уже долгое время не дает покоя Акосте. А теперь заинтересовался и его новой сотрудницей.

Или мы имеем дело с обычным психопатом, а остальное Дэвид попросту вообразил? Или все еще сложнее?

 

Сериал, оставляющий двойственное ощущение.

С одной стороны, вы будто возвращаетесь во вторую половину 90-х, начало 2000-ных, до того как малый экран стал вровень со своим старшим собратом, а в сериальную гавань косяком потянулись деньги, известные актеры и сценаристы с прямыми руками. Evil не скрываясь совершает оммаж бессмертным Иксам, заимствуя оттуда массу элементов, разбавляя их приветами от мистических собратьев. «Зло» создано по примеру полицейских процедуралов, с одним делом на серию. Пользуется старой-доброй схемой с монстрами недели и сквозной линией, о которой всплывает упоминание хотя бы пару раз за 45 минут. Выглядит достаточно бюджетно, и позволяет себе сценарные вольности.

С другой — откровенно затягивает (напоминая, как мы часами «залипали» над Иксами, Горцем, Героями, Супернатуралом или Гриммом) благодаря неидеальным, но искренне созданным и сыгранным образам. Шикарному антагонисту, «демонической» интриге и некоторым сюжетным поворотам.

Перед нами классическая команда, только в виде не пары, а троицы (религиозная тематика обязывает), навеянная уже упомянутыми Материалами. Имеется лидер, твердо уверенный, «что истина где-то там», в смысле бог реален, не менее реальны и его оппоненты. Он ставит задачи, подходит к решению с мистической стороны, но при этом готов выслушать соратников, и сокрушенно согласиться с тем, что им опять попался случай, не имеющий никакого отношения к сверхъестественному.

Акоста (Колтер («Цель номер один», «Последователи», «Джессика Джонс»,  «Люк Кейдж», «Защитники») частенько напоминает огромного медвежонка с обаятельной улыбкой. Исключительно положительный малый с журналистским прошлым, учащийся на священника. Искренне верующий, но по канонам толерантного 21 века. Минимум фанатизма, готовность принять мнение другого, согласиться с тем, что чудо им опять не встретилось, смириться с ироничными ухмылками атеистов. Считает, что церковь права отнюдь не во всем, и косяков у прелатов хватает («Церковь сосредоточена на Зле с большой буквы, а не на бытовых пороках», может это и становится ее самой большой ошибкой – чухают репу зрители?). В наличии также некоторые слабости и спорные действия, но исключительно для приобщения к Господу. Посещаем видениями, в частности одним чрезвычайно назойливым товарищем (который нам вовсе не товарищ). Ну и без тайн прошлого, жутких потерь и роковых ошибок, Дэвида, понятное дело, создатели сериала не оставят.

Следующие двое вкупе исполняют роль неповторимой Скалли.

Второй член Троицы Бен (Мандви («Клан Сопрано», «В поле зрения») трудится техническим экспертом, рассматривая проблему со стороны воздействия технических/научных «приблуд». Бен – араб, недурно разбирающийся в веяниях прогресса, а если надо сестра-хакер поможет. В мистику не верит от слова «совсем», обнаруживает реальное техническое решение почти любой сверхъестественной, на первый взгляд, проблемы.

Третий – та самая психолог-криминалист Кристен (Херберс («Мир Дикого запада»). Некогда успешная альпинистка, не чуждая скалолазательным рекордам. После романа с коллегой по хобби умудрилась народить четыре! дитятки (о покорении вершин, понятно, пришлось позабыть). Благо одинокая матушка активно выручает с присмотром за выводком, который наштамповала стрекоза-дочурка. Время от времени переживает по поводу резко изменившейся жизни и безвременно кончине любимого занятия, задумывается на тему «что если бы» и активно обсуждает эти варианты с психоаналитиком.

Крис «думает сердцем, а не разумом», несмотря на долгую работу в судебной системе сохранила сопереживание и эмпатию в промышленных масштабах. Бывшая (?) католичка, также крайне скептически относящаяся к религиозным «загонам». Как видим, Дэвид завел себе двух скептиков по цене одного. Живет в доме, прямо под линией наземного метро (или ж-д, кто их там разберет). Любит отдыхать с консервированной «Маргаритой», в связи с острым недостатком финансов и кредитом за учебу соглашается на авантюры, способные принести поболе пенензов.

Отдельное спасибо за искрящую химию между Крис и Дэвидом. Эта парочка уже ко второй серии готова к бурному многочасовому секс-марафону, но условности и ограничения не дают им слиться воедино. А очень хочется. Какими улыбками Кристин одаривает партнера – сердце тает. И без ссор не обойдется (правда, они выглядят менее убедительными, чем притяжение тел) – лицедеям респект.

Ну и как без того самого антагониста, в очередной раз показывающего, как важен качественный «нажористый» противник героев. Доктор, психолог-криминалист (да, еще один) Лиланд Таунсенд (Эмерсен («Секретные материалы», «Стрела», «В поле зрения», «Фоллаут»). Циник, говорящий что думает, не опасаясь обидеть собеседника, называющий доброту лицемерием. Умен, коварен, опасен. «Работает» эдаким темным учителем, искусителем, «психологом от дьявола» (благо есть на кого равняться) для неуверенных в себе и чрезмерно амбициозных типов («Последователями» повеяло). Активно использует соцсети, интеренет и прочие современных приблуды. Строит долгоиграющие коварные планы. При нужде способен показать себя настоящим джентльменом, обаять даму, покорить детишек. Натуральный психопат, лишенный морально-этических противовесов. Или все же падший ангел?

Какая все же убедительная аморальная скотина получилась у Эмерсена, особенно на контрасте с его положительным Финчем из Person.

Неуверенность в происходящем становится еще одной фишкой сериала. Постановщики упорно держат нас в сомнениях, талантливо играются со зрительских восприятием перипетий. Как в шикарном романе Булгакова: «магия с последующим разоблачением». Сперва каждую серию герои (и мы с ними) видят откровенно эзотерическое событие (от одержимости  и массовой истерии до пророчеств и воскрешений), однако довольно скоро ему находится рациональное объяснение. Либо со стороны техники, либо медицины. И так постоянно (почти, некоторые непроясненные моменты остаются почти в каждом случае) – магия и ее опровержение. Добавляют перчику в блюдо сны и видение протагонистов, «топящие» как раз за колдовскую версию происходящего. Да и некоторые действия антагониста мистичны до ежиков.

В результате интрига с демонической линией (а слуг преисподней нам обещают немало) растет и крепнет. Мы, в отличие от двух из трех персонажей, охотно верим в сверхъестественные ответы. Но чем закончится противостояние добра и зла (или Добра и Зла?) крайне любопытственно.

Кстати о птичках. Экзорцизм («убийственная скука с мелкими перерывами на секунды страха») нам впервые покажут лишь в пятой серии, что для проекта, во многом построенном на одержимости демонами, прям железная выдержка.

Не забывают постановщики и о побочных линиях, периодически погружая нас то в судебную драму, то в улетный быт странноватых коммун, то в психоделический больничный хоррор. А вот некоторые перспективные арки теряют на продолжительное время (куда подевались явления к молящемуся герою? А что там с опасным красным для героини?). Да и начало сериала несколько напрягло. Первые минут 10-15 пытаешься найти резонанс с манерой постановщиков, бросивших зрителя в омут жизни Кристен. Выходит не сразу.

Эрго. Приятный, хотя далеко небезгрешный привет из прошлого, берущий свое неоднозначностью, интригой и актерской «химией».

Режиссер: Роберт Кинг, Рон Андервуд 

В ролях: Катя Херберс, Майк Колтер, Майкл Эмерсон, Аасиф Мандви, Бруклин Шак, Скайлар Грэй, Мэдди Крокко, Далия Напп, Ноа Роббинс, Эвелин Джовине

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.