«Знай, что тебя любят», или Бег по кругу
2023 год. Лондон. Сержант полиции Шахара Хасан, преследуя подозреваемого, натыкается на обнаженный труп неизвестного мужчины.
Такое же тело, с теми же ранениями, на том самом месте находят детективы в 1890, 1941 и… 2053 годах.
Кто покойник, кто убийца, и что собственно произошло, крайне интересует копов в любое из времен.
Но ситуация еще сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь найденное тело привлекло внимание могущественных и опасных людей. Действующих под одним девизом во всех четырех временных срезах.
Попервах кажется, что перед нами стандартная антиутопическая/постаповская история о путешествиях во времени, типа 12 Обезьян или Устройств. Благо со временем, постановщики находят, чем удивить зрителя, стараясь хоть чуточку приблизиться к великолепной Тьме. Периодически скатываясь к позднему Терминатору.
Сперва хочется отметить переключение времен, в первой серии и вовсе напоминающие увлекательные игры с Хроносом из Призраков и Женщин. Когда на вопрос, заданный в одном времени, отвечают в другом, герои, разделенные десятилетиями, одновременно идут по одним и тем же улицам или почти синхронно изучают труп в двух периодах. На эту же мельницу льют воду мультикадры, совмещающие на экране одновременно по 3, 4 временных пласта. Пару раз оставленные в движении на достаточно длительное время. Интересно, но для глаз некомфортно. В дальнейшем, к сожалению, перещелкивания постановщики используют слабо, но смена взгляда и ракурса при переключениях между эпохами остается главной фишкой проекта.
В основе сюжета одноименный комикс Си Спенсера от издательства Vertigo.
Итак, по хронологии. И детективам.
1890. Альфред Хиллингхед (Соллер («Ярость», «Андор»). Интеллигентный инспектор в очках с женой, взрослой дочерью и латентной тягой к собственному полу. Проницательный коп, самолично вычисливший рукопожатие масонов. Принципиальный полицейский, ради справедливости готовый на конфликт с сильными мира сего. Дополняют эту арку пронырливый журналист Генри Эш и особенности 19 века, как-то мрачные панорамы Лондона, тусклый, но теплый приглушенный свет от свечей в домах и жутко популярные в то время спиритические сеансы.
1941. Сержант Чарли Уайтмен (Ллойд («Ход королевы», «Скрюченный домишко», «Звёздные войны: Скайуокер. Восход», «Три мушкетера: Д’Артаньян»), мачо еврейского происхождения. Ярый игрок, бабник, не пропускающий ни одной юбки. Кулинар, готовящий борщ по фирменному рецепту. Выживающий в мире, ненавидящем богоизбранный народ. Беспринципный и франтоватый стиляга, убивающий, не моргнув глазом. Но сохранивший в душе определенные моральные устои, сострадание и даже любовь. Работающий на таинственную и жестокую даму, каждый раз напоминающую, что «Тебя любят».
Здешние отличия в бомбардировках столицы Великобритании и их последствиях.
2023. Шахара Хасан (Окафор («Дес») – девица-сержант восточного происхождения (возможно из Индии). Живущая с отцом и ребенком. Хороший коп, с большим сердцем и крепкой хваткой. Изо всех сил старающаяся докопаться до истины и спасти невиновных подростков, втянутых в это дело. Центральная линия, радующая современными нам тенденциями типа демонстраций ультраправых. Именно Хасан получает информацию о том, что найденное ей тело не первое, пытаясь объединить обрывки в одно целое.
2053. Айрис Мейплвуд (Хаас). Калека, ходящая ногами лишь благодаря специальному девайсу. Настоящая ищейка, а заодно странноватая барышня «ручки-ножки-палочки», живущая в антиутопии Новой Британии. Вернувшей порядок. Возродившейся из пепла после жуткого теракта, унесшего сотни тысяч жизней и разрушившего Лондон. Талдычащей мантры про благополучие, безопасность и семью из каждого утюга. Со стеной плача по жертвам взрыва и Минутой молчания. С гигантскими голограммами, толкающими пропагандистские лозунги. Употребляющей речевые обороты типа «наш дорогой главнокомандующий». Изничтожившей нашу горячо любимую демократию. Но не сумевшей до конца извести людей, жаждущих свободы. Тех, кто не хочет быть частью Лучшего мира.
Ну и без излюбленного засилья ИИ, от умных домов с холодильниками, излагающим хозяину свое содержимое и заботящихся об энергосбережении, до полностью автоматизированных машин с перехватом управления из центра, зрителя не оставят.
В этом же времени нас обеспечат первым (или нет?) знакомством с главным антагонистом проекта коммандером Меннингсом (Грэм («Подпольная империя», «Шпион, выйди вон!», «Острые козырьки», «Табу», «Ирландец», «Грейхаунд», «Северные воды»). Ух, какой снисходительно-брезгливый тип с искренним лицом у него получился!
Сериал местами крайне неаппетитный. Зрителя ждут снятие скальпа, ковыряние в глазнице, вскрытие черепа, извлечение мозгов, разлетающаяся от выстрела голова. Благо, большинство слэшерных моментов сконцентрированы вначале сезона.
Щеголяет научными терминами типа «частица Дойча» и «голая сингулярность».
Радует неожиданными финтами, ошеломляющими открытиями, одновременно грешит читающимися поворотами, типа места музыкальных упражнений дочери, или доброй бабушки.
Дает недурное развитие персонажей и внезапное появление уже знакомых, но постаревших и изменившихся лиц. Красиво обозначенную связь времен. Цепи решений, а также их последствия.
Активно размышляет о предопределении и свободе воли. Обманывает ожидания, минимум один, а то и пару раз.
Забавно подает напряжение, когда взвинчивая саспенс до небес, когда пускаясь в пространные и медитативные расследования. Почти полсерии посвящая иному взгляду на уже показанные (или обозначенные ранее) события.
Размышляет об одиночках с детскими психотравмами, способных изменить/разрушить социум.
Активно использует наработки десятков предшественников, о которых я упоминал в начале статьи.
Долго и вдумчиво говорит с нами о предопределении и выборе. Свободе воли (иллюзорной?) и возможности изменить судьбу. Изменчивости царства Хроноса. Временной петле и попытке ее разорвать, когда каждый шаг лишь приближает неизбежное. Обязательно вспомнит об эффекте бабочки, подав эту тему с точки зрения морали и ответственности.
И, безусловно, еще раз скажет о критическом для всего живого вреде фанатизма. Даже (или тем более), тех, кто верит в своих благие намерения.
Повестка в наличии, впрочем, в нынешних реалиях стоит отмечать проекты, в которых ее нет (не факт, что такие обнаружатся). Как во времена Союза сложно было увидеть, или прочитать произведения, не упоминающее руководящую роль Партии.
А вот бесконечный бег по кругу, которым занимаются отдельные жаждущие любви товарищи (которые нам совсем не товарищи), понять сложно. Попала собака в колесо – пищи, но беги? Да, насладись ты уже достигнутым, и утешься!
Эрго. Не слишком оригинальная, но небезынтересная хронофантастика/антиутопия с приятным переключениям времен.
Режиссер: Марко Кройцпайнтнер, Ван Хаолу
В ролях: Джейкоб Форчун-Ллойд, Шира Хаас, Амака Окафор, Кайл Соллер, Синнове Карлсен, Стивен Грэм, Майкл Джибсон, Николас Фэррел, Эми Мэнсон, Дерек Ридделл, Нитин Чандра Ганатра, Эмили Барбер, Эндрю Випп, Анна Калдер-Маршалл