Байкер со значком, или Американец в Осаке
Нью-йоркский детектив-сержант Ник Конклин не планировал посещать Страну Восходящего солнца.
Однако случайности определяют жизнь. И вот уже Ник с молодым напарником конвоируют в Осаку японского якудза Сато.
Доставкой дело не ограничилось, ведь Сато улизнул из рук правосудия. Ник, у которого появился в этом деле личный интерес, берется за поимку мерзавца.
Без полномочий, оружия и связей, в незнакомой культурной среде. Но когда это могло остановить матерого нью-йоркского детектива?
После просмотра неплохой «Полиции Токио» возникло желание освежить в памяти ленту, ставшую своеобразным предшественником сериала HBO.
Фильм Ридли Скотта («Черный ястреб», «Хороший год», «Прометей», «Исход: Цари и боги», «Марсианин», «Чужой: Завет», «Последняя дуэль») даже через три с лишним десятилетия после появления на свет, смотрится с интересом.
В первую очередь благодаря главной актерской работе.
Конклин (Дуглас («Игра», «Идеальное убийство», «Охранник», «Человек-муравей», «Мстители. Финал», «Человек-муравей 3«) хорош. Нагловатый, уверенный в себе, ироничный, опытный коп. Натуральный бульдог, физически неспособный разжать челюсти, вцепившиеся в глотку преступника. Азартный, рисковый, не привыкший уступать, «больной на всю голову» — однозначно. Не зря Ника так тянет к мотоциклам – байкер, он и со значком байкер. Слывущий среди коллег героем, человеком, живущим не по правилам. В разводе, отец нескольких спиногорызов, вытягивающих из детектива все деньги. Частные школы – дорогое удовольствие. Попавший на крючок отдела внутреннего расследования, из-за тесной работы с грязными полицейскими. Не считающий зазорным поиметь левый доход («частные школы…»), и приныкать сотенку другую кеша, отобранного у бандюков. Ух, как не легко ему придется в Японии, среди парней, поведенных на чести!
Дуглас тут в рассвете сил, играет в охотку, радуя мужской харизмой и внутренней силой.
Подтанцовка по мере сил старается не уступать главному герою.
Напарник Ника детектив Винсент (Гарсиа («Внутреннее расследование», «Козырные тузы», «Убить гонца», «Пассажиры», «Геошторм», «Гнев человеческий»). Молодой стиляга и бабник. Юморист, душа компании, привлекательный, располагающий к себе парень. Один недостаток – легко заводится.
Японский коп Мацумото (Такакура). Немолодой полицейский, застрявший на средних ступенях карьеры. Уже не новичок, но и в высокое начальство выбиться не получается. А тут еще и американцев на шею повесили. Именно с Мацумото мы познакомимся ближе всего изо всех японцев. Перед нами типичный пример человека чести, настоящего самурая невысокого ранга. Очень сложно воспринимающего американскую безалаберность, неуважение к правилам, чересчур вольное отношение к вопросам долга и чести. Но способного к развитию, сочувствию, искренней дружбе, смене въевшихся в подкорку, но мешающих нынче парадигм.
Общение японца и американцев хорошо передает разницу культур (то самое, классическое: «запад есть запад…»), противоречие, три десятилетия назад проявляющееся гораздо резче, нежели в наши дни.
С одной стороны японцы считают жителей Цитадели демократии «потешными», откровенно насмехаясь над гайдзинами.
С другой – у старшего поколения никуда не делась ненависть к людям, обрушившим на города Японии ядерную смерть, сделавших дождь черным.
Вдобавок, привлекательностью западного образа жизни, американцы отбирают души молодого поколения Ниппона. Делая их больше похожими на усреднено-мультикультурного западного человека, чем на японца. Даже молодые гангстеры и те больше походят по характеру на американцев, чем на приличных якудза.
А для штатников, ни бельмеса не понимающих по японски, Ниппон становится не слишком приятным местом. Чужая речь (подаваемая героям и зрителю без перевода (за исключением двух сцен) и субтитров), каракули-иероглифы, странные реакции. Только то, что кланяться надо — усвоили. Плюс презрение к профессиональным качествам местных. Тяжело западному человеку на Востоке.
Также стоит отметить любопытные режиссерские ходы. Как то промежуточный финал или «мотоциклетное закольцовывание», со старта отлично раскрывающее протагониста, и подводящее черту в финале. А вот насчет неизменной для 80-х-90-х драки/перестрелки на заводе даже не знаю — занести ее в преимущества или недостатки ленты. Шаблонно до зубовного скрежета, но красиво. Реки льющегося металла, тени соперников мелькающие на фоне пламени в красных тонах.
В общем, приятно, хотя недостатки имеются. Один из главных – поверхностное отражение Японии, как визуальное, так и психологическое. Кроме Мацумото все остальные японцы останутся функциями, тенями, мелькающими на заднике сцены.
Из всех качеств детей Аматерасу нам покажут исключительно самурайскую честь, коллективизм и уважение. Собственно страны мы почти не увидим – она постоянно то во тьме, то в тумане. Разве что велосипедисты-тараканы запомнились. Они так поразили постановщиков, что на их фоне разворачивается одна из самых запоминающихся активных сцен.
Ну и экшена можно было отсыпать поболе. Погоня с перестрелкой в начале. Следующей движухи придется ждать практически до финала. Сперва промежуточного, затем натурального. Как для фильма про якудза – негусто. Фактически перед нами не боевик, а скорее триллер.
Эрго. Триллер о культурных противоречиях Запада и Востока, а также о способности их преодолевать. По крайней мере, отдельными представителями силовых структур. Что тоже немало.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Майкл Дуглас, Энди Гарсиа, Кэн Такакура, Кейт Кэпшоу, Юсаку Мацуда, Сигэру Кояма, Джон Спенсер, Гуц Исимацу, Юя Утида, Томисабуро Вакаяма, Миюки Оно, Луис Гусман, Джон Костелло, Стивен Рут, Ричард Рили