Черный дождь (Black Rain), 1989 — рецензия (обзор)

Байкер со значком, или Американец в Осаке

Нью-йоркский детектив-сержант Ник Конклин не планировал посещать Страну Восходящего солнца.

Однако случайности определяют жизнь. И вот уже Ник с молодым напарником конвоируют в Осаку японского якудза Сато.

Доставкой дело не ограничилось, ведь Сато улизнул из рук правосудия. Ник, у которого появился в этом деле личный интерес, берется за поимку мерзавца.

Без полномочий, оружия и связей, в незнакомой культурной среде. Но когда это могло остановить матерого нью-йоркского детектива?

 

После просмотра неплохой «Полиции Токио» возникло желание освежить в памяти ленту, ставшую своеобразным предшественником сериала HBO.

Фильм Ридли Скотта («Черный ястреб», «Хороший год», «Прометей», «Исход: Цари и боги», «Марсианин», «Чужой: Завет», «Последняя дуэль») даже через три с лишним десятилетия после появления на свет, смотрится с интересом.

В первую очередь благодаря главной актерской работе.

Конклин (Дуглас («Игра», «Идеальное убийство»,  «Охранник», «Человек-муравей»,  «Мстители. Финал», «Человек-муравей 3«) хорош. Нагловатый, уверенный в себе, ироничный, опытный коп. Натуральный бульдог, физически неспособный разжать челюсти, вцепившиеся в глотку преступника. Азартный, рисковый, не привыкший уступать,  «больной на всю голову» — однозначно. Не зря Ника так тянет к мотоциклам – байкер, он и со значком байкер. Слывущий среди коллег героем, человеком, живущим не по правилам. В разводе, отец нескольких спиногорызов, вытягивающих из детектива все деньги. Частные школы – дорогое удовольствие. Попавший на крючок отдела внутреннего расследования, из-за тесной работы с грязными полицейскими. Не считающий зазорным поиметь левый доход («частные школы…»), и приныкать сотенку другую кеша, отобранного у бандюков. Ух, как не легко ему придется в Японии, среди парней, поведенных на чести! 

Дуглас тут в рассвете сил, играет в охотку, радуя мужской харизмой и внутренней силой.

Подтанцовка по мере сил старается не уступать главному герою.

Напарник Ника детектив Винсент (Гарсиа («Внутреннее расследование», «Козырные тузы», «Убить гонца», «Пассажиры», «Геошторм», «Гнев человеческий»). Молодой стиляга и бабник. Юморист, душа компании, привлекательный, располагающий к себе парень. Один недостаток – легко заводится.

Японский коп Мацумото (Такакура). Немолодой полицейский, застрявший на средних ступенях карьеры. Уже не новичок, но и в высокое начальство выбиться не получается. А тут еще и американцев на шею повесили. Именно с Мацумото мы познакомимся ближе всего изо всех японцев. Перед нами типичный пример человека чести, настоящего самурая невысокого ранга. Очень сложно воспринимающего американскую безалаберность, неуважение к правилам, чересчур вольное отношение к вопросам долга и чести. Но способного к развитию, сочувствию, искренней дружбе, смене въевшихся в подкорку, но мешающих нынче парадигм.

Общение японца и американцев хорошо передает разницу культур (то самое, классическое: «запад есть запад…»), противоречие, три десятилетия назад проявляющееся гораздо резче, нежели в наши дни.

С одной стороны японцы считают жителей Цитадели демократии «потешными», откровенно насмехаясь над гайдзинами.

С другой – у старшего поколения никуда не делась ненависть к людям, обрушившим на города Японии ядерную смерть, сделавших дождь черным.

Вдобавок, привлекательностью западного образа жизни, американцы отбирают души молодого поколения Ниппона. Делая их больше похожими на усреднено-мультикультурного западного человека, чем на японца. Даже молодые гангстеры и те больше походят по характеру на американцев, чем на приличных якудза.

А для штатников, ни бельмеса не понимающих по японски, Ниппон становится не слишком приятным местом. Чужая речь (подаваемая героям и зрителю без перевода (за исключением двух сцен) и субтитров), каракули-иероглифы, странные реакции. Только то, что кланяться надо — усвоили. Плюс презрение к профессиональным качествам местных. Тяжело западному человеку на Востоке.

Также стоит отметить любопытные режиссерские ходы. Как то промежуточный финал или «мотоциклетное закольцовывание», со старта отлично раскрывающее протагониста, и подводящее черту в финале. А вот насчет неизменной для 80-х-90-х драки/перестрелки на заводе даже не знаю — занести ее в преимущества или недостатки ленты. Шаблонно до зубовного скрежета, но красиво. Реки льющегося металла, тени соперников мелькающие на фоне пламени в красных тонах.  

В общем, приятно, хотя недостатки имеются. Один из главных – поверхностное отражение Японии, как визуальное, так и психологическое. Кроме Мацумото все остальные японцы останутся функциями, тенями, мелькающими на заднике сцены.

Из всех качеств детей Аматерасу нам покажут исключительно самурайскую честь, коллективизм и уважение. Собственно страны мы почти не увидим – она постоянно то во тьме, то в тумане. Разве что велосипедисты-тараканы запомнились. Они так поразили постановщиков, что на их фоне разворачивается одна из самых запоминающихся активных сцен.

Ну и экшена можно было отсыпать поболе. Погоня с перестрелкой в начале. Следующей движухи придется ждать практически до финала. Сперва промежуточного, затем натурального. Как для фильма про якудза – негусто. Фактически перед нами не боевик, а скорее триллер.

Эрго. Триллер о культурных противоречиях Запада и Востока, а также о способности их преодолевать. По крайней мере, отдельными представителями силовых структур. Что тоже немало.

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Майкл Дуглас, Энди Гарсиа, Кэн Такакура, Кейт Кэпшоу, Юсаку Мацуда, Сигэру Кояма, Джон Спенсер, Гуц Исимацу, Юя Утида, Томисабуро Вакаяма, Миюки Оно, Луис Гусман, Джон Костелло, Стивен Рут, Ричард Рили

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.