Грибопокалипсис, или «Превозмогать и выживать»
В 2003 человечество проиграло.
Не глобальному потеплению, резвой комете, высокотехнологичным пришельцам или смертельному вирусу.
Людей уничтожил грибок. Поселяющийся в мозгу носителя, превращающий его в куклу, заставляющий нести заразу дальше.
Цивилизация уцелела лишь в карантинных зонах, за крепкими стенами, под пятой военной диктатуры.
У жителя бостонской зоны Джоэла Миллера остался лишь один родственник, живущий в далеком поселении. И когда тот не выходит на связь, Джо начинает искать возможности добраться до Томми. Благо подворачивается предложение доставить на дикую территорию, полную зараженных и бандитов, девочку-подростка, чем-то жутко важную для местной организации борцов за свободу.
И, возможно, это путешествие станет определяющим для судеб человечества.
Постапокалипсис жутко популярный жанр в кино («Карантин», «Война миров Z«, «Тихое место», «Армия мертвецов», «Французская революция», «Королевство»), литературе («Перерождение», «Эпоха мертвых», «Кваzи», «Мировая война», «Корм»), а уж тем более в компьютерных играх.
Одной из самых известных игр этого жанра слывет The Last of Us 2013 года.
Которая ровно через десятилетие дошла до голубых экранов.
Перед нами классический постап с элементами антиутопии, созданный в форме излюбленного американцами роад-муви. Многоэтапное путешествие, во время которого мы вплотную знакомимся с миром после апокалипсиса. Квест, длящийся несколько природных сезонов, включая заснеженную зиму. Идущий через величественные природные просторы, не заметившие огромных проблем у своих «царей». Просторы, поражающие безмятежностью и вековечной красотой.
Через просторы природы и трупы городов.
Картинка умершего общества на уровне. Пустые поселения, заполненные битыми автомобилями, полуразрушенными высотками, высохшими телами. Черепа под ногами. Скелеты домов, плотно увитых растениями. Оставленные на обочинах танки, рухнувшие наземь самолеты. Сериал переполнен мелочами «дивного нового мира». Вот заброшенный отель с жабой, прыгающей по клавишам рояля. Вот музей с кучей мумифицированных трупов на лестнице и сухостоем грибных нитей. Вот воронки от бомб, сброшенных в попытках приостановить распространение заразы. Вот яркое платье на месте массового убийства. А вот его еще живой обладатель, которого мы видим в одном из флеш-беков. Вот стада расплодившихся бизонов. А вот река с кучей полузатонувших катеров.
Внушает.
Дополнительной изюминкой становятся флеш-беки из 2003-го. Особенно открывающая сериал получасовая арка мирной жизни Джоэла с дочерью, и впечатляющее завершение этой самой жизни. Жаль, погружений в 2003 откровенно мало, а вот обширные флеши из постаповой жизни персонажей смотрятся затянутыми. Особенно арка Фрэнки и Билла, нежная, добрая и домашняя. Но вызывающая определенную неловкость, несмотря на целомудренность демонстрации отношений двух бородатых мужиков. Да и часовая история Элли в торговом центре не отличается увлекательностью.
За элементы антиутопии отвечают людские анклавы за высокими стенами. Увешанные плакатами, напоминающими о сроках полного инфицирования. С патрулями на улицах и снайперами на крышах. Комендантским часом для борьбы с инфекцией и смутой. Жестоким обращением с населением. Казнью за самовольный выход за стену. Безжалостным убийством инфицированных. Огромными очередями к радиопередатчику. Поденной работой по уборке улиц или сжиганию трупов. Гордыми борцами за свободу.
Если верить постановщикам, военным власть в руки лучше не давать. Диктатура силовиков может быть пострашнее невинных зараженных, жаждущих лишь сделать тебя таким как они. А люди чертовски изобретательны в издевательствах над себе подобными.
Впрочем, разве это касается только военных? В людской природе, получив влияние и силу, выпускать наружу самые темные стороны своей натуры. И те же повстанцы, когда им повезет, в полной мере отыгрываются над ослабевшими оппонентами.
Любопытно: товарищей, идущих на сотрудничество с диктаторским режимом, постановщики не поддерживают. Мол, ничего хорошего вам это не принесет, а судьба все равно отыграется за предательство.
Но и бестрепетные бунтари, устанавливающие у себя железную дисциплину, не моргнув глазом убивающие соседей и неугодных, тоже не выглядят панацеей для социума.
И лишь первобытная демократия, очередная версия коммунизма, с ее храмом всех религий, выборным советом и общей собственностью, принимается создателями сериала с одобрением.
Герои «Одних из нас» хороши.
Джоэл Миллер (Паскаль («Родина», «Менталист», «Великая стена», «Мандалорец», «Чудо-женщина. 1984»). Пожилой мужик на грани старости (почти 60 годков все-таки) с пошаливающим сердечком, сбоящими коленями и слабым слухом. Потасканный, но все равно крепкий. Напрочь скрывающий эмоции. Не слишком умный, не особо образованный, эдакий становой хребет кондовой Америки. Хмурый, немногословный тип, знающий «что делать по обе стороны от мушки».
Вот только с меткостью картина противоречивая, в некоторых сценах глаза на месте, а после других (особенно в музее) так и хочется отправить Джоэла постажироваться у бравого Кравцова со товарищи. Забавно – Джо время от времени обвиняют в убийстве людей, мол выживали как могли. Интересно, среди уцелевших после апокалипсиса, остался хоть кто-нибудь с чистыми руками?
Джоэл, после трагедии 2003, живет по инерции, крепко-накрепко закрывшись от окружающего мира. Приоткрыв свою броню лишь для Тесс (Торв («Охотник за разумом») и младшего брата Томми (Луна («Настоящий детектив», 2-й сезон, «Терминатор: Тёмные судьбы»). Тем сложнее Миллеру привыкнуть к его новой подопечной. Столь похожей и столь непохожей на его кровинушку.
Элли (Рамзи («Тёмные начала»). 14-летняя матерщинница, не лезущая за словом в карман, отрицающая авторитеты. Умная, жесткая, много читавшая, четко подмечающая нюансы отношений. Мечтающая о небе, фанатеющая от астронавтов, любящая смотреть на звезды.
Сирота. Воспитанница училища, с детства готовящего солдат. В сознательном возрасте не покидавшая стен карантинной зоны. Грубый, бунтующий подросток, пробующий границы. Непосредственный ребенок со спорным чувством юмора. Девочка, с широко открытыми глазами и огромным удивлением воспринимающая внешний мир. Для которой внове все, от поездок на автомобиле до увиденных обезьян. С недоумением читающая дневники инфантильных девчонок умершего мира.
Отношения этой парочки активно развиваются, постепенно превращаясь из вооруженного нейтралитета в фактически семейные. Актерские работы становятся одним из преимуществ проекта.
Теперь о слабых местах.
Тема с иммунитетом чертовски избита. От «одной из самых известных» хотелось бы чуток больше оригинальности. Хотя, учитывая время выхода игры, рассчитывать на это не стоит.
С динамикой откровенно «не сады». Б-м. крупные экшен-сцены можно без труда пересчитать по пальцам одной руки. По классической традиции постапа, отношениям среди людей уделяется гораздо больше времени и внимания, чем противостоянию с зомби. Постановщики покажут несколько вариантов организации выживших, от стандартных антиутопичных карантинных зон, до городов находящихся под контролем повстанцев, коммунистической идиллии и благостной общины, скрывающей жуткие тайны.
Темп сериала вялый. Две серии посвящены прошлому, причем не зарождению эпидемии, на что посмотреть было бы интересно, а раскрытию былого персонажей, и выглядят откровенными филлерами.
Несмотря на попытки постановщиков (а точнее создателей игры) соригинальничать, обвинив в апокалипсисе грибок-кордицепс, зараженные изрядно напоминают до боли привычных зомби (неясно, если грибок стремиться лишь к распространению, зачем инфицированные порой норовят порвать человека на кусочки?). С другой стороны – некоторое количество вариаций и особенностей нам обеспечат. Зараза передается через укус (плотные кожаные куртки и штаны, типа байкерских почему-то героями не используются) и через еду. Грибо-зомби могут обмениваться информацией благодаря нитям грибницы. Кроме обычных, недоразвитых зомбаков имеются слепые, но чутко слышащие щелкуны, использующие эхолокацию. А один раз нам и вовсе покажут откровенного и слабоуязвимого босса уровня (таких зовут «топляк» — правда, жутко важная информация?). Ходят также слухи о суперзараженных, стреляющих спорами.
Бедненько, но чистенько.
Эрго. Классический постап с элементами антиутопии. Неплохие актерские работы и картина погибшей цивилизации, а вот экшена и оригинальности не хватает.
Режиссер: Крэйг Мэйзин, Нил Дракманн, Питер Хор, Джереми Уэбб, Ясмила Жбанич, Лиза Джонсон, Али Аббаси
В ролях: Педро Паскаль, Белла Рэмси / Рамзи , Гэбриел Луна, Анна Торв, Ник Офферман, Кон О`Нилл, Мерл Дэндридж, Джеффри Пирс, Мюррэй Бартлетт, Марли Грэйс Бекер, Мелани Лински, Эшли Джонсон, Джанни Калькетти, Трой Бэйкер, Сторм Рейд