Охота за белым фрегатом, или Энциклопедия морского дела Владычицы Морей
1805 год. Наполеоновские войны.
Фрегат Его Величества «Внезапный» во главе с капитаном Джеком Обри (Кроу) преследует французский фрегат-приватир «Ахерон». Погоня приводит Обри к побережью Бразилии, где капитан наконец-то встречается с противником. Однако встреча завершается совсем не так, как хотелось бы счастливчику Джеку. Оказалось, «Ахерон» весьма зубастая дичь, которая сама не прочь стать охотником.
Отныне новая встреча с французами становится для Обри личным делом. И ради сокрушения врага капитан готов пойти хоть на край земли.
Среди приключенческих книг о эпохе британского флота периода наполеоновских войн первое место прочно застолбил за собой Сесил Форестер с сагой о Хорнблауэре. Однако сразу за признанным мэтром расположился писатель и переводчик Патрик О’Брайан (он же Ричард Патрик Расс) со своим 20-томным циклом о капитане Джеке Обри и докторе Стивене Мэтьюрине.
Одна из книг которого (10-я с вариациями) стала основой для ленты Питера Уира. Фильма, ставшего своеобразной энциклопедией морского дела той эпохи. За два с лишним часа мы познакомимся с массой аспектов жизни фрегата Владычицы морей. И с первых кадров вплотную погрузимся в корабельные будни начала 19 века.
Будни мира и войны.
Тревожный сон без малого двухсот человек в тесной деревянной скорлупке. Гамаки, свисающие как диковинные фрукты вплотную один к одному. Постоянная качка. Загон для скота (да-да, свежее мясо, в так сказать живом состоянии, возили с собой), расположенный тут же, в паре шагов. Полная слепота в условиях тумана и плохой видимости. Матросы в шлюпках, веслами помогающие двигаться громаде фрегата. Гардемарины, среди которых как откровенные дети, так и мужики 30-ти лет. Ремонт корабля прямо в море. Личинки в обеденных тарелках офицеров (а что такого, сухари без червей, что блюдо без соли). Управление судном в шторм. Невозможные на взгляд современного сухопутного человека действия «умелых моряков», сворачивающих паруса на верхушках мачт при ветре, ливне и сильной волне. Костюмы, оружие, корабельные снасти. Тошнота и опасность. Волны, грозящие смыть за борт, угроза падающих мачт. Жертвование одним для спасения многих. Следование приметам. Брожение в умах матросов, уставших от долгого плавания. Суеверие команды фрегата и мистические случаи, сопровождающие суеверия. Торговля с туземцами. Непременные склянки. Тренировки по стрельбе. Офицерские ужины. Простота моряков и изыски капитана, увлекающегося игрой на скрипке. Нюансы управления людьми. Уровень тогдашних скоростей, когда с противником, замеченным поутру, ты имеешь шанс сблизиться не раньше чем через сутки. Штиль, заставляющий изнывать от полного бессилия. Татуировка «Держись крепко» на костяшках кулаков старого моряка. Похороны в море с тщательным зашиванием мешков и надгробной молитвой.
На фоне этих лишений и суровых будней героям (и нам с вами) подарят некоторое время в тихой гавани. На отдаленных Галапагосских островах, с их необычной живностью, и возможностью перевести дух, играя в английскую лапту (эй, а почему не в футбол!). Master and Commander, кстати, стал первым в истории фильмом, снимавшимся на этих островах.
Бой. Внезапный и запланированный. Всполохи вдали, предвещающие летящую к вам смерть. Барабаны, извещающие о тревоге. Раненые на палубе и трупы, свисающие с порванных снастей. Пороховой дым, полностью застилающий мир. Неспособность выправить ситуацию, которая пошла паршиво. Разлетающиеся доски и содрогающийся от попадания ядер фрегат. Закрывание пробоин и выматывающее откачивание воды. Песок, которым посыпают доски под столом в лазарете, чтобы в крови не скользили ботинки доктора. Ампутация наживо, с помощью пилы, палки вставленной между зубами и стакана алкоголя. Военные хитрости. Преследование врага и бегство от него же. Удачный маневр, позволяющий сполна использовать свои сильные стороны. Залп всем бортом и ответный огонь. Абордаж, тот самый: «ножи в ножи, лицо в лицо, глаза в глаза», когда понимаешь смысл выражения: «на дистанции пистолетного выстрела», фактически в упор. Резня на палубе. Смертельная сумятица, когда Костлявая грозит со всех сторон. Гибель персонажей, с которыми ты успел хорошо познакомиться и даже полюбить.
В чем в чем, а в атмосферности «Хозяину» не откажешь.
Хороши также актерские работы.
Джеком Обри (Кроу («Секреты Лос-Анджелеса», «Хороший год», «Поезд на Юму», «Три дня на побег», «Человек из стали», «Ной», «Мумия», «Неистовый»). Начинавший гардемарином на своем нынешнем фрегате («Столько крови пролил на палубу, что считай они с кораблем родственники»). Служивший под началом самого Нельсона. Заработавший у матросов уважительное прозвище «Счастливчик Джек». Искренне уважаемый командой. Человек, бросившийся в безоглядную погоню, будто ставшую для него смыслом всей жизни. Настоящий капитан, способный увлечь за собой людей, хоть в пекло, хоть на край света. Любящий свой корабль, считающий его практически живым существом («мой «Внезапный» — умница»). Отличный моряк, юморист, способный тактик. Когда у Обри загораются глаза, на лице возникает ироничная улыбка, а энергия капитана заряжает и фрегат и команду, нас с вами буквально потянет в дальние странствия. А когда Джек пышет гневом, или готовит людей к бою, даже ленивому зрителю хочется приподняться в кресле и отдать честь.
Доктор Стивен Мэтьюрин (Беттани («Огненная стена», «Мстители», «Превосходство», «Мстители: Эра Альтрона», «Легенда», «Первый мститель: Противостояние», «Хан Соло», «Мстители: Война бесконечности», «Ванда/Вижн»). Интеллигентнейший человек, считающий войну злом, а службу делом не самым достойным. Натуралист, увлекающийся описанием природы, способный часами созерцать живых существ, эдакий Паганель. Шикарный врач («не фельдшер какой»), способный, тем не менее, не только спасать, но и отбирать жизни.
Фактически, главным героем ленты стал не кто-то из них по отдельности, а именно союз Джека Обри и Стивена Мэтьюрина. Они не просто сослуживцы, а настоящие друзья. Совместный струнный дуэт «пилят и пилят, под такое точно не спляшешь». Ситуация с Галапагосами. Четкое понимание Джека, что даже самые острые мания с гордыней должны отойти в сторону, когда под угрозой жизнь друга. Споры, в которых проявляются ведущие черты характера героев. Стили боя: изысканное фехтование у доктора, и отчаянная «рубка» у капитана.
Гордых одиноких героев у нас хватает, а вот таких искренних дружеских союзов – гораздо меньше. Не будь в ленте доктора, фильм потерял изрядную часть своего очарования. Автор первоисточника отлично это понимал, не зря он писал не цикл не о Джеке Обри, а о капитане Джеке Обри и докторе Стивене Мэтьюрине.
Хватает в фильме и ярких второстепенных образов. Юный лорд Блейкни, потерявший руку. Трусливый возрастной гардемарин Холлом. Остальные мичманы. Рулевой и экс-хоббит Барретт Бонден. Пара закадычных друзей. Старый знаток Библии. Бережливый стюард Киллик.
Казалось, отчего при всех преимуществах лента провалилась в прокате и не стала началом франшизы, дарящей нам атмосферные морские приключения?
Во-первых, постановщики, как было модно в то время (да и сейчас не редкость), жутко раздули бюджет. 150 лимонов + 30 маркетинга – это не просто жирно, а чересчур жирно. И сборы в 210 лимонов, понятное дело, ситуацию не спасали.
Второе, лента оставляет впечатление эпизода сериала, причем эпизода далеко не первого. Нет начала путешествия, да и завершение подмигивает открытыми возможностями. Мы попадаем на «Внезапный» посреди плавания. Никакой предысторией нас не обеспечат, фактически с места в карьер бросая в пучину морского боя. О героях мы знаем минимум-миниморум. Два факта о Джеке, о докторе и того нету. Стремление Обри дотянуться до горла французов, невзирая на превышение полномочий и недовольство команды, выглядит притянутым за уши. Мистические способности вражеского капитана находить «наших» и вовсе никак не объясняются. Как и смысл этих действий, когда кругом столько «вкусных» китобоев. Сюда же можно отнести локальность происходящего, не оказывающего никакого судьбоносного влияния на мироздание (невзирая на слова Джека о важности этой погони, мы прекрасно понимаем, что одним пиратом больше, одни меньше, как по большому счету, разница).
Да и зрителю, испорченному фарсово-комедийно-сказочными «Пиратами Карибского моря», общий серьезный настрой ленты мог «не зайти».
Третье, что несколько удивило – чрезмерное увлечение офицеров «Внезапного» и конкретно капитана – алкоголем. Они по вечерам бухают как не в себя, а тот же Обри регулярно во время ужина демонстрирует «признаки сильного алкогольного опьянения». Ведут парни себя при этом не как английские офицеры, а скорее как американские ковбои, с громким неприличным ржанием и сколькими шуточками.
Таких вольностей капитан английского военного корабля себе позволить не мог ни при каких условиях. Одно дело – в одиночестве, закрывшись у себя, но в кают-компании в присутствии всего офицерского состава? Нонсенс.
Но, слава богу, таких моментов в ленте немного, и по большому счету весьма жаль, что киношные приключения Обри и доктора завершились одним фильмом. Может, ныне в эпоху рассвета сериалов, приключения Счастливчика Джека и его друга вернутся к нам в телеформате? Было бы недурно.
Эрго. Атмосферное путешествие на борту фрегата Его Величества, на два часа погружающее нас в быт, жизнь и смерть обитателей военного корабля начала 19 века. Отличный тандем Кроу и Беттани, кровопролитный абордаж, красоты Галапагосов. Есть парочка нюансов, но они почти не портят картины увлекательного приключения.
Режиссер: Питер Уир
В ролях: Расселл Кроу, Пол Беттани, Джеймс Д`Арси, Эдвард Вудалл, Крис Ларкин, Макс Пиркис, Джек Рэндолл, Макс Бениц, Ли Инглби, Ричард Пейтс, Роберт Паг, Билли Бойд