Трое в песках, или Оптимистичный постап
Конец света таки случился.
Отныне на выжженной земле, под убийственными лучами Солнца ютятся лишь немногие выжившие.
Один из них Финч Вайнберг – инженер, не чуждый робототехнике.
Чувствуя, что его дни подходят к концу, Финч создает робота, главная цель которого ухаживать за собакой. Кто мог знать, что на свет появилось нечто гораздо большее.
Книг и фильмов на тему апокалипсиса и его последствий, нынче пруд пруди. Почти все описывают взаимодействие выживших гомо сапиенсов или конец цивилизации («Эпидемия», «Эпоха мертвых», «Корм», «Война миров»). Из произведений и постановок, больше опирающихся на личные людские истории, с ходу вспоминается лишь «Тихое место» да «Я — мать».
Finch перекликается с I Am Mother, но рассказывает абсолютно другое по духу и настроению повествование.
На первый взгляд для нашей цивилизации все плохо. Нет, не плохо, уже практически песец. Вспышка на солнца, уничтожившая озоновый слой, залившая все живое убийственным ультрафиолетом. Продолжающая это делать не первый год. Растения уничтожены. Еды нет. Электроника вырубилась после электромагнитного импульса. Жара за 60 градусов. Ураганы со скоростью ветра за 200 км. А тут еще из гомо сапиенсов полезли их худшие черты. В общем, была цивилизация – и нету.
Не слишком приятная картина, мягко говоря. А тут еще и ГГ вот-вот к праотцам отправится. Но при этих жестких исходных данных у постановщиков получилась достаточно оптимистичная лента.
В первую очередь благодаря лицедеям, которых, не считая робота, тут ровно один Том Хэнкс («Облачный атлас», «Капитан Филлипс», «Шпионский мост», «Чудо на Гудзоне», «Сфера», «Секретное досье», «Грейхаунд», «Новости со всех концов света») .
Его Финч, как почти все актерские работы Тома, поразительно естественный и живой. «Наш сосед», отличный, талантливый инженер-конструктор, продвигающий в жизнь законы робототехники Азимова с некоторыми дополнениями. Немного эгоистичный, никому не доверяющий, нелюдимый мизантроп, не любящий работать в команде. Души не чающий в своей собаке. На диво жизнерадостный, если учесть обстоятельства. Изрядно трусливый, способный на вспышки гнева. С хорошим шлейфом роли (благодаря паре его монологов мы отлично представляем прошлую жизнь Вайнберга). Привязывающийся к своим творениям. Ставший для робота настоящим отцом: открывающим мир, делящимся опытом, рассказывающим сказки, строгим, но справедливым. Жаждущим продолжить себя в металлическом здоровяке. Небезуспешно.
Впрочем, не считать робота невозможно. Джеф, которого подарил нам Калеб Лэндри Джонс («Прочь», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Форпост«) и технология motion-capture — превосходен, хотя где-то перекликается со своим сородичем из «Чаппи».
Желающий стать гением новорожденный, жутко жалеющий о недокачанных в его голову данных. Делающий первые шаги (нелегкое это дело) ребенок. Всезнайка, сыплющий фактами обо всем на свете. В упор не понимающий метафор и прочих сравнений. Искренне радующийся забавным моментам. Любопытный, по-детски пытающийся скрыть свои «шкоды». Копирующий жесты создателя. Постоянно извиняющийся за свою неуклюжесть. Пытающийся выучить собачий язык Обладающий рядом запоминающийся привычек. Способный доносить свое настроение благодаря пластике железного тела. Блеск! И отличное взаимодействие Джефа и Финча.
Так что же весь фильм на двоих? Нет, на самом деле у нас не два героя, а три. Третий – собака, ставшая полноценным героем фильма. Зверюга по кличке Гудьир — со своим характером, привычками, повадками, отношением к роботу и человеку. Барбос активно реагирует на происходящее, боится, злится, выражает свои чувства поднятием лапы, лаем, поскуливанием, ушами и всей своей мохнатой мордой.
Картина вышла чертовски атмосферной благодаря картинкам постапокалиптической Земли. Вечный ветер и безжалостное солнце, превращающее всех выживших в эдаких вампиров, способных передвигаться днем лишь в скафандре. Циклопические бури и ураганы. Торнадо, сметающее все на своем пути. Вездесущий песок, дома укутанные в барханы и дюны. Ни единого зеленого листка. Высохшие мумии погибших.
Да, если придираться, вопросов появляется немало, в частности на тему слишком хорошо сохранившихся дорог/мостов и малого количества брошенных машин. Но то уже такое.
Постановщики успешно и резко меняют настроение зрителя, временами переключая тумблер фильма с катастрофы на комедию, с трагедии на триллер. И наоборот. Регулярно подгоняют саспенса, подбрасывая героям то природные катаклизмы, то таинственного преследователя, то обратный отсчет до неминуемой гибели.
Позабавят американцев искренне любимым в их краях роад-муви, отправляя протагонистов в путешествие через всю страну.
Не позабудут поделиться немудреной, но важной моралью о том, что людям в любых условиях надо оставаться людьми. Иначе нам не выжить. Ну и упускать возможность путешествовать не нужно, конечно.
Порадуют грустным, но оптимистичным финалом, дарящим надежду на возрождение и несмело уповающим на то, что у человечества все же есть шанс уцелеть. Хоть тушкой хоть чучелком. Изменившись, осознав, что такое быть Человеком. Пора уже людям понять самих себя.
Эрго. Трогательная история об отцах и детях, человеке и роботе, человечности и любви. Впечатляющая картинка постапа. Уместное переключение жанров. Бенефис Хэнкса и Джефа.
Режиссер: Мигель Сапочник
В ролях: Том Хэнкс, Калеб Лэндри Джонс, Самира Уайли, Лора Хэрриер, Скит Ульрих