Вежливость – наш конек, или «У любых слов и действий бывают последствия»
Для Рэйчел (Писториус) день не задался с утра. Новая серия затянувшегося бракоразводного процесса и новые требования почти бывшего мужа. Опоздание, и в результате потеря работы у важной клиентки. Выматывающие душу пробки. Дующийся на мать сын Кайл.
А тут еще какой-то псих на пикапе, с которым Рэйчел обменялась «любезностями» на светофоре.
Нет, определенно день не из лучших.
Но женщина еще не знала, что благодаря тому самому психу на пикапе, этот день станет худшим в ее жизни.
А для некоторых ее знакомых — последним.
Отличный актер Расселл Кроу («Секреты Лос-Анджелеса», «Хороший год» , «Человек из стали» , «Поезд на Юму», «Три дня на побег», «Ной», «Мумия»), рассвет которого пришелся на начало 200-ных, в последнее время несколько растерял позиции. Однако все равно практически любой проект с его участием вызывает неподдельный интерес. Тем более, когда Кроу собирается сыграть откровенного психа. Злодеи и неоднозначные персонажи в его коллекции присутствуют, но такого образа я с ходу не припомню.
Черт, как же он все-таки раскабанел. Не «пополнел», не «утратил форму», а конкретно разжирел.
Свеженький триллер Рассела сверстан весьма профессионально, буквально с первых минут заявляя настрой на последующие час двадцать (на диво скромный хронометраж). Ливень, четыре часа ночи, грузный мужик в пикапе, улетающее в угол обручальное кольцо, флаконы с колесами, тремор рук, расфокус взгляда, выражающего боль и отчаяние, его действия в доме.
Следующие пяток минут посвящены подготовке сцены. Нас выведут на необъятные дороги Цитадели демократии. Место, где гудят, извергают выхлопные газы, мат, пот и негативные эмоции сотни тысяч автомобилей и их погонщиков.
Не поспоришь, сцена весьма актуальная и до боли злободневная. Даже у нас машинок становится все больше, а уж на Западе и вовсе беда.
Точнее беда даже не в количестве железных коней (мы сейчас не об экологии), а в культуре их наездников.
Именно культура вождения, реакция на действия окружающих тебя гомо сапиенсов, препирательства на дорогах по малейшему поводу, становятся главным идейным посылом ленты.
«Никогда не знаешь, кто в соседней машине», «Извиняться всегда есть за что», «У любых слов и действий бывают последствия». Эти тезисы занимают с десяток секунд и вкратце передают смысловое наполнение Unhinged. Да, все это подано несколько выпячено, назидательно и нарочито, но менее актуальным от этого не становится.
Тем же, кто соскучился по саспенсу, можно потратить и те самые 1.20. Как триллер «Неистовый» скучать не даст.
Ожидание неприятностей. Громада пикапа – эдакого короля дороги, неостановимого танка. Его водитель – большой, свихнувшийся и безжалостный, под стать своей машине. Человек, которому нечего терять, уже частично находящийся на том свете, желающий напоследок так хлопнуть дверью, чтоб все окрестные здания затряслись и противоугонки зашлись воем. Погони и преследования: походящие на игру кошки с мышкой. Неопределенность и внезапные смерти. Полиция, вечно отстающая на шаг.
Напряжение постановщики сумели создать некислое.
Немаловажную роль в этом сыграла работа Кроу. Неуравновешенный человек, не чуждый насилию. В сложных отношениях с супругой, и обществом, считающим его ничтожеством. Потерявший работу. Сколько таких? Тысячи? Сотни тысяч? Может потому у Кроу и нет концентрированного шлейфа роли. Он выступает здесь собирательным образом.
С одной стороны в его работе ничего особенного. Сидит за рулем, делает лица, угрожает, убивает.
С другой – обратите внимание на глаза. Боль и вселенская тоска в начале. Попытка разрешить дело миром, когда клокочущий внутри вулкан ярости еще сдерживается последним, тончающим на глазах налетом человечности. Получить извинения (на которые мало бы кто пошел, будем честными, как же можно признать себя неправым?). Разговор с ничего не подозревающей жертвой. Мгновенный переход от миролюбия к агрессии. Расселл даже в далеко не лучшем физическом состоянии способен вытянуть на себе многое.
Карен Писториус («Хроники хищных городов») и ее Рэйчел изображает прослойку обывателей, у которых невзирая на нюансы, все б-м в порядке. Да, денег мало, брат — раздолбай, мать в доме престарелых, муж в печенках. Но в принципе — рабочие моменты. Правда, активно нагнетающие состоние стресса не по дням, а по часам. Стресса, не позволяющего тебе вспомнить «Фудзи и сакуры в цвету», а толкающего на лишний гудок, окрик, грубость. Казалось бы, опять же – ничего такого, рабочие моменты. Но см выше: «Никогда не знаешь…».
Рэйчел не делала ничего страшного, выходящего за рамки обыденных столкновений на улицах. И не должна была попасть в такую ситуацию (разве что — спать надо меньше). Тем страшнее то, что попала. Никто не может быть застрахован от появления такого вот мужика на пикапе. Впрочем, неконфликтность, по мнению постановщиком, изрядно уменьшает этот шанс.
Свой образ Рэйчел создала весьма эмоционально, с внешними переживаниями за родню, страхом, перерастающим в ужас, непониманием действий оппонента, жутким смертным выбором, вставшим перед шокированной женщиной. Ну и когда дело дошло до угрозы ребенку, как любая мать изыскала в себе внутренние резервы для защиты детеныша. Перед этим напомнив зрителю о прям-таки жизненной необходимости установки пароля на свой телефон.
Больше из персонажей никто не запоминается – «Неистовый» это натуральная дуэль, история на двоих, остальные – массовка.
Демонстрирующая то отвлеченность другими делами за рулем, то причины появления стресса, то беду с сокращением полиции.
Непонятно лишь, как сынок оказался на целый день без мобилы? В наше-то время, когда свой смартфон имеется у каждого утюга?
Эрго. Злободневный дорожный триллер с хорошей ролью Кроу, говорящий о вреде грубости и пользе неконфликтного решения недоразумений. Вторичненько, но как жанровое кино – вполне.
Режиссер: Деррик Борте
В ролях: Расселл Кроу, Карен Писториус, Джимми Симпсон, Гэбриел Бейтман, Остин П. МакКензи, Энн Мари Лейтон, Майкл Пападжон, Люси Фауст, Сильвия Грэйс Крим, Стивен Луис Граш