Черный человек вовне, или Пожиратель скорби
Жестокое убийство юного Френки Питерсона буквально взорвало небольшой американский городок Чероки.
Все улики указывают на бейсбольного тренера Терри Мейтленда (Бейтман). Отпечатки пальцев, показания свидетелей, записи с камер наблюдения.
Вот только есть нюанс. В тот день Терри находился в другом городе за сотню километров от места преступления. И этому тоже хватает подтверждений.
Но не мог же обычный тренер быть в двух местах одновременно?
Неужто в деле замешана какая-то чертовщина?
За последние годы на зрителя обрушился настоящий вал экранизаций Короля Ужаса (и раньше не обделенного вниманием кинематографа). «Мгла» (http://perekat.kiev.ua/мгла-туман-кинг-the-mist-сериал-2017/ ), «Под куполом» (http://perekat.kiev.ua/касл-рок-castle-rock-сериал-2018-кинг/ ), «11/22/63» (http://perekat.kiev.ua/11-22-63-сериал-2016-king/ ), «Оно» (http://perekat.kiev.ua/оно-it-2017-кинг-king/ ), «Тёмная башня» (http://perekat.kiev.ua/тёмная-башня-the-dark-tower-2017-рецензия-обзор/ ), «Касл-Рок» (http://perekat.kiev.ua/касл-рок-castle-rock-сериал-2018-кинг/ ), «Кладбище домашних животных» (http://perekat.kiev.ua/кладбище-домашних-животных-pet-sematary-2019-кинг/ ), «Доктор Сон» (http://perekat.kiev.ua/доктор-сон-doctor-sleep-2019/ ). И останавливаться киношники не собираются.
Следующим нашему вниманию предоставили экранизацию свежего «Чужака».
Проекта цепляющего зрительское внимание с первых кадров и не отпускающего весьма долгое время.
Интересен Outsider в первую очередь неопределенностью происходящего. Что, собственно говоря, происходит? Как Терри мог засветиться на камерах в двух местах одновременно? Кто душегуб (в виновность Мейтленда не верится абсолютно)? Что перед нами? Зловещая организация? Некий аналог мистера на букву «Г»? Инопланетяне? Вселяющийся призрак? Еще какая неведомая хрень? Благо, тактико-технические характеристики объекта и его способ воздействия на окружающих долгое время не определены.
Интрига на высочайшем уровне. И эту самую интригу постановщики поддерживают на протяжении половины сезона. Кстати, когда флер тайны рассеивается (понятно, что это неизбежно), сериал теряет некоторую долю своей привлекательности, приобретая взамен тему противостояния Злу, а также некоторое количество шаблонных черт, поворотов и приемов, которые мы видели уже не один и не два раза. После того, как виновник определен, все становится проще и яснее, по большому счету: «наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи». Понятно, что героям придется преодолевать косность мышления, глупость: свою и окружающих, неверие в потустороннее, стремление отыскать насквозь рациональные (и неверные) объяснения, определить методы и способы борьбы с врагом, придумать оружие, но это уже технические детали. Главное, что придавало «Чужаку» свежесть — атмосферу параноидального непонимания — во второй половине сезона мы потихоньку теряем. А она была чудо как хороша.
The Outsider – говорит со зрителем о том, о чем дядька Кинг уже не раз говорил со своим читателем – о столкновении с неведомым. С тем, что не укладывается в рамки нашего представления о реальности, с ее непременным научным подходом, электрическим светом на каждом углу и отрицанием сверхъестественного. Причем, поскольку сериал снят по книге Короля ужасов, а не, к примеру, Макса Фрая, это самое неведомое будет еще и злонамеренным.
Еще один любопытный момент проекта – демонстрация тщательного расследования обстоятельств дела. Причем не одного. Свидетели, анализ их слов, сбор улик, реконструкция событий. Работа детектива – скрупулезная, долгая, скучная, показана в «Чужаке» во всей красе.
Часто используется переключение времен, когда прошлое с настоящим меняются, будто по щелчку телепульта. Причем флеш-беки используются не только для раскрытия судеб главных героев, но и в отношении откровенно второстепенных персонажей.
Также постановщики не преминули в очередной раз пройтись по атмосфере и психологии маленьких городков. С их вниманием к мелочам. Жизнью под постоянным присмотром соседей. Давлением на каждого члена общества. Твердой уверенностью горожан в собственной правоте и верности имеющейся у них информации. Оскорблениями, преследованиями, причем не только того, кто, по их мнению, виновен в преступлении, но и его близких.
Ну не любят столичные штучки-кинематографисты своих провинциальных сограждан (подтверждено «Фарго», «Любой ценой») и еще добрым десятком фильмов). И те отвечают им полной взаимностью.
Из актерского ансамбля хочется отметить даже не Джейсона Бейтмана («Озарк»), который тут вдобавок трудится исполнительным продюсером. У него не очень большая роль, и развернуться Джейсон не успевает.
Главным протагонистом ленты является, скорее, любитель классической музыки, детектив Ральф Андерсон (Мендельсон («Профессионал», «Исход: Цари и боги», «Изгой-один. Звёздные войны: Истории», «Тёмные времена», «Первому игроку приготовиться», «Капитан Марвел»).
Его детектив уже далеко не мальчик и пережил в жизни всякое. Смерть единственного сына-подростка. Тяжелую депрессию, ссоры с женой, пьянство и драки в барах. Ральф до сих пор не оправился от гибели наследника, с головой занырнув в работу, частенько наведываясь на могилу, разговаривая с сынишкой. Потому-то дело о смерти ребенка, предположительно от рук человека, хорошо знавшего и тренировавшего его сына, Андерсон воспринял как личное. Прилагая все усилия, чтобы разобраться в происходящем. Конечно же, с рациональной точки зрения. Наблюдать за эволюцией детектива, с огромным трудом, очень медленно принимающего концепцию потустороннего, весьма интересно. Отдельное спасибо за линию с психиатром, во время бесед с которым мы узнаем героя все ближе. Кстати, без слуги закона среди главных героев Король ужасов обходится нечасто. Да и прочие кинговские приемы, типа «засланного казачка», заранее поддавшегося неприятелю, на месте.
Еще одним важным персонажем стала частный детектив Холли Гибни (Эриво («Вдовы»), также принадлежащая к категории необъяснимого. Человек с феноменальной памятью, вычисляющий высоту небоскреба, бросив на него один единственный взгляд. Женщина с явными экстрасенсорными способностями, способная до мелочей восстановить картину прошедших событий. Шикарный профессионал, докапывающийся до самых потаенных сторон дела, над которым работает. Бедолага, подверженная психическим отклонениям, с кучей тараканов в башке, как забавных («мой стул!») так и не очень. Интересный и наполненный образ.
А вот читавшие книгу, образами, созданными в сериале, в основном недовольны, впрочем, это вечный конфликт между печатным словом и его экранным воплощением.
Порадовало стремление завершать каждую серию четким клиффхэнгером, прям по классике сериальной работы. Да и в процессе хватает неожиданных поворотов (начало второй серии особенно поразило). «Нежданчики» у постановщиков выходят разного уровня и ступени воздействия: от просто любопытных до ошеломляющих, но создатели сериала явно стремятся подогреть нетерпеливое ожидание каждой следующей серии до предела. Часто получается.
Хватает «крупняков», акцентирующих внимание на переживаниях персонажей. Бросаются в глаза операторские игры с резкостью внутри кадра: когда что-то проявляется из размытого пятна, или растворяется, исчезая из поля зрения; предмет/существо расплывается, или наоборот появляется из ниоткуда. Частенько резким долгое время остается лишь небольшой кусочек кадра. Много некомфортных кадров с пустыми углами, увеличивающих вероятность появления в этих углах чего-то неведомого, кадров со смещенными сюжетными центрами, вызывающих дополнительное напряжение, ощущение наблюдения, ожидание неприятностей.
Эти забавы подчеркивают таинственность происходящего, символизируют его неопределенность, неизведанность, неподвластность человеческому глазу.
Имеется пара неувязочек. К примеру, судьба семейства Мейтлендов, если судить по результатам расследования Гибни, должна быть более печальной. Да и рассуждения о весе радиоволны, на фоне происходящего дома у «казачка», смотрятся противоречиво.
Эрго. Приятный мистический проект с излюбленными кинговскими приемами, подаривший нам жутко напряженную и таинственную первую половину, и просевший во второй, по сравнению с дебютной частью, получившейся более шаблонной и менее напряженно-таинственной.
Режиссер: Эндрю Бернштейн, Джейсон Бейтман, Шарлотта Брандстром
В ролях: Бен Мендельсон, Джейсон Бейтман, Юл Васкес, Джереми Бобб, Синтия Эриво, Джон Геттье, Марк Менчака, Джулианна Николсон, Дерек Сесил, Билл Кэмп, Макс Бисли Мэр Уиннингхэм, Пэдди Консидайн