Его величество Случай, или Визит в Золотую эпоху/Собачье воздаяние
1969 год. Имя Рика Далтона (ДиКаприо) достаточно громко звучало в Голливуде 50-х. Звезда вестернов и прочего экшена, твердой рукой карал злодеев на экране, чувствуя себя как рыба в воде на калифорнийских холмах. Однако часики тикали, годы шли, и к концу 60-х, когда Рику остались в основном роли злодеев, актер начинает впадать в депрессию и крепко прикладываться к бутылке.
Его дублер и друг каскадер Клифф Бут (Питт), в отличие от Рика, не особо страдал по прошлым денькам. Ветеран войны допустил немало ошибок, но до сих пор умел получать удовольствие от жизни.
Соседи Рика Шэрон Тейт (Робби) и её муж, Роман Полански (Заверуха) по отношению к реальности были ближе, пожалуй, к Клиффу, наслаждаясь богатством, вечеринками, калифорнийским солнцем и прочими прелестями Голливуда.
Однако мир не ограничивался актерскими тусовками и съемочными площадками Фабрики грез. В нем хватало различных психопатов, способных на самые ужасные поступки не в кино, а в реальной жизни.
И однажды, ближе к концу знойного лета 1969 года, пути голливудских небожителей и психов пересекутся.
Квентин Тарантино («Бесславные ублюдки» (http://perekat.kiev.ua/бесславные-ублюдки-inglourious-basterds-2009-рецензия-о/ ), «Джанго освобожденный» (http://perekat.kiev.ua/джанго-освобожденный-django-unchained-2012/ ) весьма специфический постановщик, любящий дразнить и эпатировать публику, кормить ее насилием до блевоты, чтобы надолго отвернуло. Посему известие о том, что его новая картина будет посвящена Золотому веку Голливуда, вызвала легкое недоумение. Однако затем стало известно, в каком году будет происходить действие фильма, и часть недоумения развеялась. Ведь именно в августе 1969 произошло событие, ставшее одним из признаков заката эпохи беспечального Голливуда 50-60-х.
Однако Тарантино не был бы Тарантино, если б не подложил зрителю изрядный кровавый нежданчик. О нем распространяться не будем, дабы не портить впечатление (лишь посоветую в общих чертах ознакомиться с историей Ч. Мэнсона), лучше посмотрим, что получилось у Квентина в целом.
Долгое время перед нами неторопливый (порой даже слишком), медитативный, почтительный оммаж тому самому Золотому веку Фабрики грез, с головой погружающий зрителя в ретро-обстановку Голливуда. Начиная с черно-белых кадров с площадки, интервью с главными героями. Непременных вестернов. Костюмов, одежды, обуви, пластинок, очков, машин, декораций, ресторанов, коктейлей, автомобильных кинотеатров под открытым небом, и роскошных кинозалов в городе, тусовок, ночных огней и неоновых реклам, радиопередач. И музыки. Очень много музыки и песен того времени. Также режиссер со вкусом и часто использует методы съемки 60-х, 70-х. Упорные акценты на ногах персонажей. Длиннющие (почти тарковские, правда, там концентрация внимания на воде) кадры поездок в автомобилях.
С машинами в фильме связано масса важных моментов по ходу дела, и одна ключевая сцена в финале (громогласное «ржавое корыто», потревожившее Рика). Они олицетворяют свободу. В то неторопливое время, только за рулем открытого авто, несущегося по почти пустой трассе, можно было почувствовать скорость и освобождение от окружающего мира. Потому-то с таким упоением и вкусом управляют машинами Клифф и Полански. Потому-то отсутствие прав у Рика добавляет ему неуверенности.
Атмосфера «Золотого» Голливуда на высоте.
Впрочем, есть нюансы. Квентин похоже сознательно убрал за кадр всех, кроме пары-тройки жителей Голливуда, да нескольких десятков хиппи. Персонажей в фильме крайне немного, все они связаны с киноиндустрией, посему мы не видим Америки 60-х. Перед нами исключительно государство в государстве – Фабрика грез. Вдобавок Квентин то ли не захотел, то ли не сумел передать пластику тех лет (вспомните любую картину 70-х, ту же «Лихорадку»), не обратил особого внимания на женские моду и прически. Ну то такое: мелочь.
Второе на что хочется обратить внимание: использование приема «кино в кино». Его Тарантино полюбил еще с «Грайндхауса», но в «Once Upon a Time…» он выходит чуть ли не на первый план. Прием, еще больше акцентирующий внимание зрителей на месте действия картины – месте, где все крутиться вокруг кино, и даже злецы способны на мгновение забыть о злодеянии, поддавшись детским воспоминаниям и магии кино. Нам будут постоянно показывать кадры из лент, где играл Рик Далтон. Некоторые из них было бы интересно посмотреть в полном варианте, впрочем, далеко не все.
Немало времени мы проведем на съемочной площадке, увидим внутреннюю кухню создания кино. Посмотрим на работу актеров, мгновенные переключения лицедеев, сложности быстрого вживания в роль. Побываем на вечеринках, пообщаемся с продюсерами и постановщиками. Увидим подноготную сложного актерского ремесла. Того, что предполагает постоянное пребывание в образе, необходимость постоянно поддерживать имидж, невозможность надолго расслабиться.
Стоит также отметить парочку сломов «четвертой стены», типа прямого обращения к зрителю и корректировки закадровым голосом лживых слов героев. Впрочем, этот прием Тарантино применяет скупо.
Значимых актерских работ в картине ровно две с половиной. Зато уж эти самые образы Тарантино проработал досконально.
Леонардо ДиКаприо («Начало», «Дж. Эдгар», «Джанго освобожденный», «Великий Гэтсби», «Волк с Уолл-стрит», «Выживший»). Лицедей, погрязший в кризисе среднего возраста. Заика, мигом избавляющийся от своего недостатка перед камерой. Эмоциональный, уязвимый, истеричный, бурно переживающий неудачи и старение. Сноб, частенько не замечающий окружающих, излишне увлекающийся алкоголем. Брутальный, смертельно опасный мачо на экране. Человек, абсолютно разный в жизни, и в кадре. При всем этом — голливудский актер, играющий голливудского актера (© Катерина). ДиКаприо играет ярко, местами нарочито, местами гротескно, на публику, ни о каких внутренних монологах речи не идет. Впрочем, Леонардо способен на действительно завораживающие персонажи (вспомним хотя бы «Джанго»), так что возможно дело в специфике образа – том самом актере, играющем актера.
Брэд Питт («Спящие», «Собственность Дьявола», «Мистер и миссис Смит», «Бесславные ублюдки», «12 лет рабства», «Война миров Z», «Ярость», «Игра на понижение», «Союзники», «К звездам«) – боевая машина сама в себе, человек способный одолеть самого Брюса Ли. Брэд играет более спокойного человека, что приятно смотрится на контрасте с героем Леонардо. Ветеран, которого немало побросало по свету, отлично знающий, что нет смысла скулить на судьбу, ожидая ее милости. Человек, переживший гибель друзей, обвиненный в смерти жены, не особо реализовавшийся в профессии, но способный наслаждаться приятными мелочами, типа любви собаки и пива по вечерам.
Марго Робби («Волк с Уолл-стрит», «Игра на понижение», «Тарзан. Легенда», «Отряд самоубийц», «Тоня против всех», «Конченая») здесь выступает в образе эдакой молчаливой феи, небесного создания, до жути гармонично смотрящегося в актерской среде. Ей времени уделяется гораздо меньше, чем главной парочке, но и для нее Квентин не поскупился на характерообразующую сцену в кинотеатре. Женщина, искренне наслаждающаяся своими актерскими работами и реакцией зрителей. И, конечно же, вечеринками, реками алкоголя, травкой, вниманием мужчин: классический образ голливудской кинодивы.
Теперь пару слов об идейном наполнении ленты. В ней Квентин выступает защитником классических американских ценностей, не согласным с вялым вольнодумством хиппи. Уходом от социума, созданием стай, возникновением закрытых коммун, консервацией себя и единомышленников в одном флаконе. Особенно бесит постановщика обвинение кинематографа чуть ли не во всех бедах человечества, высказанное устами одной антагонистки. Мол: «кино и телевидение учит детей убивать». Даже если позабыть о том, что кино появилось лишь в самом конце 19 века, а до этого всю историю гомо сапиенс люди великолепно «мочили» друг друга без помощи киноэкрана. Обвинять телевизор, а не социум, в обучении детей убийству — попросту глупо. Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива – тот самый случай.
Вдобавок Тарантино не просто голословно выражает несогласие с этими тезисами, а демонстрирует зрителю своеобразное божественное воздаяние, оскал судьбы, игру случая, вставшего на его сторону. Ну и исправить жуткую несправедливость хотя бы в виртуальном мире кино, лишним для Квентина явно не было.
Эрго. Атмосферное, хотя и затянутое, путешествие в Золотую эру Голливуда с массой антуража, погружением в быт Фабрики грез, неплохими актерскими работами и ошарашивающим финалом. Не совсем типичный Тарантино, но и от своего привычного стиля Квентин не отказался.
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Брэд Питт, Леонардо ДиКаприо, Марго Робби, Майя Хоук, Остин Роберт Батлер, Сидни Свини, Маргарет Куэлли, Дакота Фэннинг, Тимоти Олифант, Аль Пачино, Эмиль Хирш, Джулия Баттерз, Брюс Дерн