«Трепетное» путешествие в прошлое, или Не обижайте злопамятного писателя
Жизнь Сьюзан Морроу (Адамс), несмотря на внешнюю мишуру успеха, катится под откос. Ее супруг, крупный бизнесмен Хьютен Морроу (Хаммер) близок к банкротству и, похоже, ей изменяет. Ее работа директором картинной галереи перестала приносить хоть какое-то удовлетворение. Ее дочь выросла и живет собственной жизнью, а с друзьями абсолютно не о чем поговорить.
Все чаще Сьюзи задумывается над тем, что пойдя по стопам родителей-богачей и не став вольным художником, как намеревалась в юности, она совершила большую ошибку.
Посему когда ее первый муж, писатель Эдвард Шефилд (Джилленхол) присылает рукопись своей новой книги, Сьюзан охотно принимается за чтение. Вспоминая заодно обстоятельства ее недолгого брака с Эдвардом — ту пору, когда они оба были молоды и полны надежд.
Шуршат листы, и с каждой страницей тяжелого и мрачного романа Сьюзи погружается в безысходность, окутавшую автора. Безысходность, причиной которой стала она сама.
Частенько после 40-ка годочков у гомо сапиенсов наступает пора сожаления о несбывшемся и воспоминаний об утраченных возможностях. Не избежал этого и некий Остин Райт, автор книги «Тони и Сьюзен» (1993). Книги, по которой Том Форд поставил весьма любопытный триллер.
Триллер, запоминающийся в первую очередь подачей материала.
События в Nocturnal Animals (прямой перевод «Ночные животные», так называла себя героиня фильма за ночной образ жизни, ну и намек на троицу на шоссе, понятно) разделяются на три линии. Современность, воспоминания Морроу о браке с Шефилдом, и события романа. Каждый снят в своей стилистике: первая линия приглушенными цветами, атмосферой декаданса и нуара навевает темные, готические ассоциации. Вторая напоминает молодежную мелодраму. А третья – классическую историю про неприятности, встреченные на пустынной дороге, разбавленную любимым американцами роад-муви и пустынными техасскими мотивами. Кстати, менее привередливым постановщикам этой самой линии вполне хватило бы для создания крепкого (правда, ни капли не оригинального) триллера.
Все эти пласты тесно переплетаются, порой молниеносно сменяя один другой (что подарит нам пару шикарных кадров-переходов), и умело подвязаны, создавая непрерывное полотно. Форду однозначный респект, суметь качественно и профессионально подвязать все три линии, не дав им рассыпаться на кусочки, нужно было постараться.
В результате получилась неплохо сверстанная остросюжетная история, ведающая о кризисе среднего возраста, ошибках молодости, людских слабостях, возмездии. Криком кричащая о том, что мужик должен уметь защитить своих близких (порой даже без их согласия). О том, что месть ничего вам не принесет, лучше уж сделать все, для того чтобы не возник повод для этой самой мести. О том, что не нужно вестись на общепринятые ценности (на них не построишь счастья). О том, что не нужно забрасывать юношеские мечты – гораздо лучше усердно поработать над их воплощением. О том, что не нужно безоглядно следовать родительской дорогой, пуская удобной и легкой на первый взгляд, а нужно искать свой путь. О том, что свою вторую половину нужно поддерживать при любых обстоятельствах, и не прекращать верить в ее (и свой) успех.
История, созданная не только талантливой работой режиссера, но и удачно подобранным, и хорошо сработавшимся актерским составом.
Эми Адамс («Прибытие» (http://perekat.kiev.ua/прибытие-arrival-2016-рецензия-обзор/), «Человек из стали» (http://perekat.kiev.ua/человек-из-стали-man-of-steel-2013-рецензия-обзор/), «Афера по-американски» (http://perekat.kiev.ua/афера-по-американски-american-hustle-2013-рецензия/), всегда успешно создающая полнокровные и разнообразные классические женские образы, тут полностью на своем месте. Сьюзи Морроу – внешне успешная сибаритствующая богатейка, чья жизнь – полная чаша, плюс муж-красавец и картинная галерея под управлением, абсолютно меняется, оставшись вне людских глаз. Уставшая, несчастная, одинокая женщина, вертящаяся в вечном «как должно», доставшемся от родителей. Человек с ужасом осознающий насколько огромную травму он нанес другому. А насколько разной выглядит ее Сьюзи в молодости и в настоящем – понятно, без грима никуда, но и глаза, и прическа и выражение лица – все работает на создание двух абсолютно разных образов.
Джейк Джилленхол («Левша» (http://perekat.kiev.ua/левша-southpaw-2015-джилленхол/), «Патруль» (http://perekat.kiev.ua/патруль-end-of-watch-2012/), «Эверест» (http://perekat.kiev.ua/эверест-everest-2015/) играющий тут две роли: собственно Эдварда, и персонажа романа Тони Гастингса. Фактически это один и тот же типаж – хорошего, мягкого, «слабого» человека, не любящего насилие, и попадающего из-за этого в большие неприятности. Но даже в этом ограниченном многими условностями типаже, Джейк ухитрился побывать абсолютно разным. Трусливым, потерянным, смятенным, страдающим и воющим от горя, разъяренным и жаждущим мести.
Майкл Шеннон («Бэтмен против Супермена» (http://perekat.kiev.ua/бэтмен-против-супермена-batman-v-superman/ ), «Подпольная империя» (http://perekat.kiev.ua/7136/ ). Матерый лейтенант полиции Бобби Андес, выступающий для Гастингса одновременно и ангелом-защитником и искушающим демоном. Мало того, что у Майкла настолько выразительное лицо, что весь криминальный элемент Техаса дружно должен наделать в штаны, так это вдобавок подкрепляется недюжинным актерским талантом. Номинация на Оскар за «Лучшую мужскую роль второго плана» (правда, на фоне мусульманской заявки на победу, шансов у него было немного).
Аарон Тейлор-Джонсон («Пипец»). А тут не просто номинация, а победа – Золотой глобус за «Лучшую мужскую роль второго плана». Его изрядно чокнутый подонок Рэй Маркус стал для Гастингса эдакой стихийной силой, перевернувшей всю его жизнь. Тейлор-Джонсон демонстрирует хороший актерский потенциал. Старается играть эмоционально, лицом и мимикой, показывать внутреннюю суть персонажа, перемены его настроения. Если не испортят, может вырасти хороший лицедей.
Ну и соли в блюдо добавляют пустынные техасские пейзажи, где проходит добрая половина действия, рассветы, закаты, игры облаков на небе. Вековечная природа, шикарно оттеняющая муравьиную возню людишек, жутко важную для каждого их них, но такую нелепую и незаметную на фоне остальной жизни планеты Земля.
Эрго. Любопытный психологический триллер, способный увлечь нетрадиционным способом подачи материала, достойной режиссерской и актерской работой.
Режиссер: Том Форд
В ролях: Эми Адамс, Джейк Джилленхол, Майкл Шеннон, Аарон Тейлор-Джонсон, Айла Фишер, Элли Бамбер, Арми Хаммер, Карл Глусман, Роберт Арамайо, Лора Линни