Притяжение, 2017 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Зачет на человечность. А когда пересдача? или Агрессивная обезьяна под снисходительным взглядом вселенной

Старшекласница Юлия Лебедева (Старшенбаум) ожидала от вечера исключительно положительных эмоций. Метеоритный дождь, поглядеть на который она сбежала, несмотря на запрет отца, полковника Валентина Лебедева (Меньшиков). Приятно проведенное время со своим поклонником – конкретным пацаном с Чертаново Артёмом (Петров).

Кто ж знал, что вместо всего этого благолепия ей (а заодно и всему московскому району Чертаново) на голову свалится огромный инопланетный корабль.

Теперь властям нужно разобраться с причинами появления у нас далеких гостей, а заодно не допустить агрессии со стороны местных жителей, крайне недовольных гибелью своих близких во время падения тарелки.

 

Лента, навеянная беспорядками в Бирюлево 2013 года. Самый кассовый фильм России 2017 года (более миллиарда рублей сборов при 380 лимонов бюджета). Съемки, проводимые в условиях строжайшей секретности (о внешнем виде пришельцев не было известно до самого конца). 255 художников работающих над спецэффектами. Сотни молодых актеров на кастинге. Режиссер, самолично повязывающий галстуки (галстуки, Карл!) Сергею Гармашу, тем самым демонстрируя «свое исключительное чувство стиля».

В общем, было любопытно. Невзирая на жуткий сарафан, когда практически каждый интеллигентный (и не очень) российский зритель посчитал своим долгом обматерить новую работу Бондарчука («9 рота», «Обитаемый остров», «Сталинград» http://perekat.kiev.ua/сталинград-2013-рецензия-обзор/ ) с ног до головы.

Оказалось, что все не так плохо. Лента действительно изрядно вторична, рассчитана на молодежь, но при этом показывает отличное идейное наполнение.

Сперва о грустном. Бондарчук абсолютно не стесняясь, по полной программе пользует идеи зарубежных коллег. Элементы «Чужих на районе», «Района №9», «Робота по имени Чаппи» (http://perekat.kiev.ua/робот-по-имени-чаппи-chappie-robot/ ), «Дня независимости» (http://perekat.kiev.ua/день-независимости-возрождение-independence-day-resurgenc/ ), «Дня, когда земля остановилась» и прочих «Трансформеров» торчат из всех щелей. Оригинальных задумок в кино сейчас действительно немного, и в принципе я нормально отношусь к легкому плагиату, но вторичность «Притяжения» слишком уж бросается в глаза. Не хватило Бондарчуку какой-нибудь оригинальной фишки, на фоне которой затерялась хоть часть остальных заимствований.

Фильм слишком беззастенчиво заигрывает с тинэйджерами и прочими старшеклассниками (особенно с их женской частью), делая прямой и конкретный расчет на эту аудиторию. Причем расчет, судя по сборам, оправдавшийся. Этот прием изобретен отнюдь не Бондарчуком и используется в подавляющем большинстве современных лент. Подростки составляют огромную количественно и активную в плане посещения кинотеатров часть населения, а обвинять режиссера в попытке создать коммерчески успешное кино просто глупо. Покажите мне постановщика, который этого не хочет.

На эту же мельницу льет воду пресловутый продакт плейсмент, особенно наглый и навязчивый в российском кино (за бугром уже научились делать это менее бросающимся в глаза).

Фильм поставлен по слабому, недоработанному сценарию (60 вариантов? Мало, надо было 120!), порой откровенно плюющему на логику событий, мотивацию персонажей и обоснование их действий. Причем это касается как 16-летней Юли, мечущейся в своих романтических привязанностях, как воздушный шарик, так и пожилого полковника, порой творящего такое, что вообще на голову не налазит (любящий отец и специалист по тылу, блин). И даже человеколюбивого инопланетного экзоскелета, свершившего мезальянс с хуманом. Но это опять же проблема далеко не только картин Бондарчука.

Фильм снят серьезно, без стеба (как те же «Чужие на районе»), хотя саркастичные моменты в ленте есть (возьмите хотя бы ту же речь депутата Полескина). Ну не умеют российские постановщики говорить о серьезных вещах с ухмылкой.

Теперь об идейном наполнении. Большинство рецензентов возмутило, как именно изобразил москвичей, а конкретнее жителей Чертаново, господин режиссер. Мол, Бондарчук показал их быдлом, а не высокодуховными, интеллигентными, воспитанными и тонко чувствующими людьми, каковыми они являются на самом деле. Как же так, ведь кино увидят на западе, что же они подумают?

Напоминаю, идея картины появилась после беспорядков в Бирюлево, абсолютно реального события, никакого отношения к фантастике не имеющего. Соответственно, постановщик, опираясь на реальную реакцию горожан, просто воспроизвел ее в своем фильме. К зеркалу-режиссеру то какие претензии, коль рожа крива?

Бондарчук действительно поразительно тонко (в стиле «Штирлиц, да вами же интересуется Ева Браун!») намекает на конфликты москвичей и понаехавших пришельцев, отбивающих наших женщин, и претендующих на нашу землю (особенно если учитывать несколько восточные черты лица Риналя Мухаметова («Три мушкетера» http://perekat.kiev.ua/три-мушкетера-сериал-россия-2013/ ). На власть, крайне слабо заботящуюся о своих подданных. На паранойю, преследующих военных, способных с перепугу развязать войну с неведомой силой. На туповатых разглагольствующих политиков («Мы готовы к плодотворному сотрудничеству, первый шаг которому уже положен в ходе нашего содействия вашему успешному приземлению»). На агрессию, буквально брызжущую из обычных граждан, чувствующих свою жизненную несостоятельность, задыхающихся в кольце растущих цен и тарифов. На отсутствие мозгов (или неумение ими пользоваться) не позволяющее сообразить, что винить в смерти близких терпящий аварию инопланетный аппарат, по меньшей мере, глупо (особенно учитывая обстоятельства этой аварии). На стадность бесхвостых обезьян, на щелчок пальца по мышке сбивающихся в толпу и полностью теряющих остатки разума. На одинокий, и почти не услышанный голос действительно умного и образованного человека, взывающий к людям и тонущий в океане тестостерона. На любимую мантру туповатых агрессоров: «мы ни на кого не нападали, нам чужого не надо».

Не знаю, было ли это осознанным решением гламурного постановщика, но фактически в его фильме содержится жирная провокация, берущая зрителя за живое и пробующая достучаться до его положительных людских качеств через негативное изображение действительности, в идеале вызывающее желание доказать всем, что на самом деле все не так плохо.

Бог в помощь. Вот только как же те самые власть имущие пропустили в прокат такую диверсию?

И напоследок пару слов об актерах.

Ирина Старшенбаум (кстати, актрисе далеко не 16-ть, а вовсе даже 25) – оставила вполне адекватное впечатление ершистого колючего подростка, которому не повезло с папаней. А по поводу действий персонажа, ее странноватых любовных метаний вопрос скорее к сценаристам, чем к лицедейке.

Александр Петров (мелькал на третьих ролях в шикарном криминальном сериале «Метод» http://perekat.kiev.ua/метод-сериал-2015-metod/  ) продемонстрировал отличное развитие образа. От вменяемого гопника (пардон за оксюморон), пытающегося попервой даже остановить бунт, до его главного инициатора и чуть ли не до основного антагониста фильма. Причем как раз подоплека его действий показана вполне обоснованно. Кривляния в финале? Да, перебор, но это опять же вопрос к постановщику, че ж ты мил человек юношеский порыв артиста не приструнил?

Риналь Мухаметов. Наш Д’Артаньян вырос в плане актерского мастерства, хотя работы над собой еще непочатый край. Ну и конечно нужно учитывать специфику образа, доставшегося ему в фильме.

Олег Меньшиков («Легенда №17» http://perekat.kiev.ua/легенда-№17-2013-рецензия-обзор/). Пожалуй, главное разочарование фильма. Этот великолепный актер как то не очень раскрылся в пространстве картины Бондарчука. Есть пара моментов, когда Олег играет на своем уровне, но в большинстве сцен – «ни о чем».

А Сергей Гармаш (обзор творчества http://perekat.kiev.ua/мореман-сменивший-мостик-на-подмостк/ ) тут и вовсе для галстуков и мебели. А также одной хорошей фразы насчет рассвета.

Спецэффекты? Есть, куда ж без них. Тарелка грохнулась красиво. Роботокостюмы инопланетные пластику хорошую показали. Но это как раз тот случай, когда вся эта картинка работает лишь «заманухой» для зрителя, а вовсе не является единственным, на что можно посмотреть.

Эрго. Технически вторичное и чересчур подростковое кино «о человеке и человеках» с хорошим идейным посылом, ставшее для российского зрителя настоящей провокацией, стремящейся помочь нам осознать себя в полной мере Людьми. А не бесхвостыми обезьянами, которых не примут ни в одной приличной галактике.

Режиссер Фёдор Бондарчук

В главных ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков, Евгений Сангаджиев, Алексей Маслодудов, Никита Кукушкин, Евгений Михеев, Антон Шпиньков, Евгений Коряковский

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.