Самый «мрачный» постановщик современности. Аниматор, танцующий со смертью. 55-летие отмечает Тим Бёртон

BertonИкона для представителей готической субкультуры. Любимый режиссер Джонни Деппа. Приверженец темного, жутковатого, «недетского», при этом черноюморного стиля в кинематографе.

Во время работы всегда ориентируется на интуицию, эмоции, а не разум. Искренне благодарен своему анимационному опыту, считая, что он стал отличной школой режиссуры. Не пишет сценарии к своим лентам, но всегда держит руку на пульсе во время их создания. Любит использовать народную притчу, в каждом фильме повторяет одни и те же темы. Не является фанатом правил и традиционных методов съемки. Уделяет много времени подбору актеров, но никогда не делает пробы. Стремится поменьше репетировать, опасаясь, что автоматизм может победить волшебство.

Будущий режиссер родился 25 августа 1958 года в американском штате Калифорния. Еще в школе мальчишка высказал склонность к рисованию и постановке кино, создав несколько короткометражек. При этом учился Тим неважно, находя отраду в волшебном мире кинематографа (в частности, среди любимых ужастиков) и собственных рисованных историй.

Абсолютно логичным выглядел и выбор его дальнейшего места обучения. Калифорнийский институт Искусств, специальность — режиссер мультипликационных фильмов.

После окончания ВУЗа, в возрасте 21 года, Бёртон становится художником-постановщиком студии Уолта Диснея. Как потом признавался сам Тим, ему жутко повезло, что в 80-е студия переживала кризис. Практически никто не обращал внимания, чем там занимается новичок, и Бёртон под шумок сотворил две короткометражки: мультипликационного «Винсента» (1982) и игрового «Франкенвини» (1984). Боссы Диснея, посмотрев на работы «салаги», схватились за сердце, и дрожащей рукой указали на дверь. Трудно было бы найти что-либо настолько не подходящее под формат «Великого Мультипликатора». «Я не мог рисовать симпатичных лисичек, мои лисички выглядели так, будто их переехала машина».

Но эти работы сделали главное. Позволили талантливому и неординарному постановщику, засветится за «прокрустовыми» пределами детской студии.

В 1985-м в свет выходит полнометражный дебют нашего именинника «Большое приключение Пи-Ви». Семейная комедия об обаятельном бездельнике и его велосипеде, с довольно известным на то время комиком Полом Рубенсом, собравшая 40 миллионов при бюджете в 8.

Затем случилась пара телевизионных проектов и «Битлджус» (1988). Эксцентричная черная комедия, о семейной парочке призраков, пытающихся после смерти, выселить из своего дома занявших его людей. Полный  подросткового энтузиазма и энергии режиссер, создавший фантасмагорическую и сочную атмосферу, неплохие актеры, среди которых Алек Болдуин и Майкл Китон, и этот «Изгоняющий дьявола» с точки зрения мертвецов» приносит 74 лимона при 15 потраченных, плюс Оскар за лучший грим.

Ярко зажигая зеленый свет перед дальнейшей карьерой Бёртона.

И Тим блестяще пользуется предоставленным шансом. «Бэтмен» (1989), с все тем же Майклом Китоном и великолепным Джеком Николсоном, оказался бомбой, взорвавшей застоявшееся болото кинофантастики, и лентой, породившей очередную волну интереса к супергеройскому кино. Великолепно воссозданная мрачная атмосфера, безумный с архитектурной точки зрения Готем-Сити, мощный злец и серьезная рекламная компания. Результат — 400 с лишним лимонов сборов при 50-60 бюджета, 750 миллионов долларов после продажи различной атрибутики, Оскар за декорации. Довольны были все.

Следующий год стал знаковым для Бёртона не только благодаря «Эдварду руки-ножницы», одной из самых автобиографичных и меланхоличных лент Тима, но и его знакомству с собственным «Альтер-эго».

С той поры Джонни Депп (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/великий-чародей-большого-экрана-воро/) принял участие в семи игровых картинах Бёртона, и озвучил один из персонажей в мультфильме «Труп невесты».

В 90-е режиссер работает в двухгодичном ритме.

«Бэтмен возвращается» (1992), ценимый  немалой частью кинокритиков даже повыше первой части.

«Эд Вуд» (1994), черно-белая история худшего режиссера за всю историю Голливуда с Деппом, Мартином Ландау (Оскар за лучшую мужскую роль второго плана) и Патрицией Аркетт, известной по сериалу «Медиум». История романтичная и жизненная, реалистичная и сказочная, полная любви к кино и сожалений о его судьбе. Нетипичная для Бёртона лента, ценимая поклонниками и недооцененная массовым зрителем.

«Марс атакует!» (1996), пародийная фантастическая комедия о вторжении инопланетян, снятая на основе серии вкладышей из пачек жевательной резинки конца 50-х. Первая лента Тима с использованием компьютерной графики. Балаганная, сатиричная, чересчур фарсовая, неровная и противоречивая.

Первое нарушение двухлетнего канона Бёртон допустил в 1999. На «Сонную Лощину», по мотивам рассказа Вашингтона Ирвинга, было потрачено на 365 дней больше. Молодой констебль, в исполнении кого бы вы думали? Правильно! Деппа! Едет расследовать загадочные убийства в отдаленной деревушке. Великолепная визуально и атмосферно «страшилка», сочно разбавленная юмором и «роялем в кустах», собрала Оскар за декорации и две номинации, плюс пару премий Британской академии и Сатурн, хотя отбила бюджет всего дважды (200 млн. на 100).

Новый век (вновь вернувшись к двухгодичному циклу), режиссер открыл «Планетой обезьян» (2001) c Марком Уолбергом, Тимом Ротом и Хеленой Бонем Картер, своей будущей супругой. Очередная попытка возродить популярную некогда франшизу (далеко не последняя), была воспринята крайне неоднозначно. Зритель вроде как проголосовал долларом «за» (360 лямов сборов при 140 бюджета), и обезьяны выше всяких похвал, но ощущение недосказанности, плюс излишняя стандартизированность, позволили части критиков назвать ленту «худшим фильмом Бёртона».

2003 – «Крупная рыба», сказка для взрослых, о жизни, смерти и любви, смешавшая реальность и вымысел в один причудливый коктейль. Притча о необычных людях, месте фантазии в жизни, понимании, и борьбе с засасывающей обыденностью.

2005 – «Чарли и шоколадная фабрика», яркая, красивая приключенческая сказка о мечте, семье, вере в себя. С Деппом в образе Вилли Вонка, самого известного кондитера в мире. Трогательная, детская, но от этого не менее приятная для просмотра.

В этом же году Тим представляет вниманию публики полнометражный кукольный мультфильм «Труп невесты». Первый большой мульт, полностью срежиссированный Бёртоном (в «Кошмаре перед Рождеством» он выступал сценаристом и продюсером), и как увидим дальше, не последний. Грустный, трогательный, пронзительный, оригинальный, ориентированный в первую очередь на взрослую аудиторию. В общем, бёртоновский.

2007 – «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», драма-мюзикл с элементами ужасов (!) о парикмахере времен викторианской Англии, мстящем за свою испоганенную судьбу. Лента впечатляющая, мрачная, жесткая, беспросветная, отринувшая надежду, разбавленная лишь музыкальными номерами, в частности в исполнении Деппа, у которого оказался на удивление хороший голос.

Через три года «из-под пера» Бёртона выходит «Алиса в стране чудес», одна из первых ласточек в жутко модном нынче стиле «перескажем сказку». Лента вышла яркой, зрелищной, драматичной, с интересными работами Деппа (Безумный Шляпник) и Бонем Картер (Красная королева), но пустоватой. Да и от сказки Кэрролла остались рожки да ножки (к примеру, главная героиня здесь не девочка, а вовсе даже подросток вполне замужнего возраста), а некоторые актеры (в частности, Алиса) явно не дотянули до звездной парочки. Тем не менее, по сборам лента вошла в крайне немногочисленный клуб «миллиардников», и в целом оставила довольно приятное впечатление.

Прошлый, 2012 год вышел для Тима весьма плодотворным. Во-первых, давняя «Франкенвини», когда то давшая ему путевку в профессию, обрела вторую жизнь, уже в качестве анимации.

А во-вторых, на экраны вышли «Мрачные тени», основой для которых послужил одноимённый культовый телесериал 60-х — 70-х. Рассказ о вампире Барнабасе Коллинзе (Джонни Депп), воспрявшем после многолетнего сна, был крайне неоднозначно встречен среди киноманов, и окрещен сыроватым и натужным.

Бёртона признавали 49-ым величайшим режиссёром всех времён, причём был самым молодым в этом списке. Он один из десятка постановщиков, чей фильм собирал больше миллиарда долларов. Его лентой можно испугать ребенка, или, наоборот, одарить дитя захватывающим приключением. А взрослые либо признаются в любви к его картинам, либо исходят ядом по поводу «макабрических (прости, господи!) элементов» творчества. Каждому свое.

Ясно одно – перед нами неординарный мастер, без которого кинематограф стал бы тусклее, выхолощенее, беднее.

Это даже не учитывая то, что именно Тим открыл миру Джонни Деппа, огранил его талант, и, выпустив в свободное плавание, время от времени создает при его участии интереснейшие кино- проекты.

Позади всего полвека с небольшим. Практически мужчина в полном расцвете сил, если верить Карлсону. Значит, есть уверенность, в том, что мы увидим еще не одну ленту этого неординарного режиссера, аниматора и сценариста. Тима Бёртона.

 

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.