Метро, 2012 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruСмертельная подземка или Город тоже может защищаться/ Очень осторожно. Двери закрываются.

Чрезмерное строительство в центре любого города – зло. Но человеческая жадность не имеет границ. И тогда сам Город способен указать зарвавшимся «царям природы» на их ошибки.

Москва, наше время. Тоннельному обходчику Сергеичу (Сосновский) сразу не понравилась эта протечка. Вроде и капает не очень сильно, но что-то с этой водой не так. Однако дежурный (Фатеев), не очень-то доверяющий изрядно поддающему Сергеичу, не обращает внимания на предупреждение обходчика. Как вскоре выясняется – зря.

Тем временем в забитом поезде метрополитена, под Москва-рекой, оказываются: двое мужчин, претендующих на внимание одной единственной Ирины Гариной (Ходченкова), муж Андрей (Пускепалис) и любовник Влад (Белый). Плюс дочь Ирины — Ксюша (Вистингаузен), молодой парень Денис (Бардуков), симпатичная девчонка Алиса (Шпица), на которую Денис уже положил глаз, говорливый, мягкий и домашний Михаил (Дужников), спившаяся гандболистка Галина (Панова). А также еще несколько сотен москвичей и гостей столицы. Все они имели свои планы на текущий день. Однако человек предполагает, а бог располагает. И большинству из пассажиров рокового 42-го поезда метро, в этот день предстоит сполна познать глубинную суть этой поговорки.

Казалось бы, где снимать фильм о московском метро, как не в московском метро? Фигушки! В Самаре. Руководство столичной подземки, по-видимому, озабоченное возможным подмачиванием своей репутации фильмом-катастрофой, наглухо отказалось как-либо сотрудничать с создателями ленты. Пришлось ехать с Самару. Там все оказалось попроще. И поезд выделили, и тоннель метро протяжённостью в 117 метров в натуральную величину помогли построить. Только работайте, дорогие. И они работали. Было потрачено 9 лимонов отнюдь не рублей, над визуальными эффектами работали пять студий, в общем, была сделана весомая заявка на серьезный отечественный фильм-катастрофу. Может быть даже правопреемницу знаменитого «Экипажа» Митты.

Этот жанр обладает одним очевидным недостатком (много недешевой работы компьютерщикам), и рядом неоспоримых достоинств. Как еще можно настолько ярко и полно можно раскрыть человеческий характер, как не в экстремальных условиях войны или аварии. Тут-то и выяснится кто есть «ху», право ты имеешь или тварь дрожащая, плюс еще целая уйма интересных и обычно скрытых под спудом вещей. Для этого, обычно, создается несколько запоминающихся героев, которые на фоне гибнущей массовки будут приковывать внимание зрителя и не давать ему заскучать в перерывах между природными катаклизмами. Алгоритм известен давно, и успех подобных картин зависит ровным счетом от двух вещей: красивости спецэффектов а также подбора актеров, способных влюбить (или вненавидить) в себя зрителя, заставив его искренне переживать за свою судьбу.

С картинкой в «Метро» все в порядке, насколько это может быть в условиях темных и тесных подземных тоннелей метро. Красотами тут не поразишь, и приходится гонять туда-сюда тонны воды, регулярно окуная с нее матерящихся артистов. Ну, в общем, вы поняли, вагончики ломаются, водичка льется, народец более-менее живописно отдает богу душу.

И вот среди этого пиршества обезумевшего Посейдона пытается выжить группа товарищей, с которыми нас знакомят поближе.

Оставим на совести теории вероятности совмещение в одном поезде (и чуть ли не в одном вагоне) мужа с любовником, плюс знакомую обходчика, первым обнаружившего протечку. Может это конечно ответ на мольбу девицы о разрешении ситуации, но тогда прикол в том, что конечной  развязки, по большому счету, не случилось. Хотя подвижки наметились.

Итак, основная сюжетообразующая троица (с дочерью — четверица). Предмет воздыханий одновременно собственного мужа-хирурга и крутого бизнесмена-строителя – блондинка Ирина Гарина. Ну, блондинка она и в Африке блондинка. Мечется между мужем, с которым ее связывает дочь плюс ностальгия и хахалем, который с Мерсом, крутой и ваще мачо.

Она, что характерно, под землю не полезет.

Выгребать будут мужики, за компанию с дочкой. Которые, понятное дело, символизируют два полюса кризисных отношений. Муж, погрязший в работе хирургом, блондинку все равно любит (хотя подозревает о ее интрижке), и выступает при ней эдаким флагманом семейных ценностей (мол у нас же дочь, и ваще) и мужиком сугубо положительным.

Любовник, соответственно, есть элемент деструктивный по отношению к бедолашной семье Гариных, и изредка проявляет свою волчью капиталистическую натуру (бизнесмен все-таки). Он, между прочим, не просто делец, а занимается застройкой центра Москвы. К сожалению, вроде затронув эту больную тему, в дальнейшем создатели ее талантливо херят, переводя все стрелки на любовный треугольник.

Прослеживаются в этих персонажах и определенные моральные посылы, кои режиссер считает своим долгом донести до зрителя. Андрей внешне спокоен и дремлющ, как та Англия, олицетворяя собой некое семейное добро и стабильность, пусть старое и порядком надоевшее, но сугубо положительное. Влад зол, импульсивен, не гнушается использовать не только людей (что по нынешним временам простительно), но даже бессловесную, симпатичную тварь. Он, как вы догадались – хаос и разрушение для уютной, поросшей паутиной ячейки общества. То бишь классический негативный герой современного типа (не лишенный обаяния и привлекательных черт), поскольку сходить на сторону, конечно можно, но посягать на священные устои брака, ни-ни! А еще создатели фильма карманника наказали, не откладывая дело в долгий ящик, за что им респект и уважуха.

Но гораздо больше основной троицы порадовали их спутники по нелегкому заплыву. Станислав Дужников, усердно играющий эдакого большого, плюшевого, интеллигентного подкаблучника. И разбитная, закладывающая за воротник экс-гандболистка, в исполнении Елены Пановой. Ее по «Бою с тенью» вообще было сложно назвать актрисой, а тут такой колоритный персонаж, просто блеск.

Даже Иван Макаревич, успешно похоронивший продолжение «Бригады», тут не очень раздражал, в очередной раз доказывая, что любому, даже слабому лицедею главное найти подходящий образ.

Поначалу практически все актеры играют до одури деревянно, но со временем, особенно после начала купанек – расходятся и начинают действовать поживее. Или это катастрофа внимание отвлекла?

Кстати о катастрофе, а являлись ли действия машиниста, начавшего запоздалое торможение правильными? Или надо было пытаться пробить не такой уж большой на то время завал тараном? Вопрос к профи.

Да, и откуда это наш бизнесмен, с огромным удивлением фотографировавший станции метро на мобильник, с выражением на лице «чего тока люди не понастроють», так много знает о особенностях подземки, контактных рельсах и азоте?

Эрго. Довольно адекватная (особенно как для одной из первых серъезных отечественных попыток) кинокатастрофа, подпорченная затянутым хронометражом и далекими от идеала главными актерскими работами. В принципе правильной дорогой идете товарищи. Тока артистов надо поталантливее.

Режиссер: Антон Мегердичев

В ролях: Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Анфиса Вистингаузен, Алексей Бардуков, Екатерина Шпица, Елена Панова, Станислав Дужников, Светлана Ходченкова, Сергей Сосновский, Ярослав Жалнин, Александр Яковлев, Владимир Стержаков, Александр Фисенко, Иван Макаревич, Максим Линников, Иван Лапин, Олег Заболотный, Кирилл Плетнев, Дмитрий Орлов, Анатолий Котенев, Дмитрий Высоцкий, Александр Журман, Екатерина Директоренко, Александр Армер

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.