Годзилла: Минус один (Gojira-1.0 (Godzilla: Minus One), 2023 — рецензия (обзор)

Символ великой бойни, или Порицание суки-войны

1945 год.  Япония. Вторая мировая война подходит к концу. Пилот-камикадзе Коичи Сигисима решает, сымитировав неисправность, избежать неминуемой смерти.

После посадки самолета на небольшом островке, Коичи и персонал ремонтной базы сталкиваются с эпичным монстром, похожим на тироназавра-переростка.

Выживший после встречи Сигисима возвращается в Токио, к руинам дома и могилам родителей. Где случайно берет под свою опеку молодую девушку с грудным ребенком.

Проходит несколько лет, и выясняется, что эпичный монстр по фамилии Годзилла, подкормившийся на ядерных испытаниях и выросший до вовсе невообразимых размеров,  направляется в Токио. Сражаться с ним особо некому: американцы заняты противостоянием с союзом, японская армия и флот разоружены. Посему за дело приходится браться ветеранам большой войны и лично бывшему камикадзе, заимевшему на Годзиллу большой и острый зуб.

 

Фильмов про самого известного кайдзю кинематограф подарил нам немало. Вспомним хотя бы самую дорогую серию с лентами 2021 и 2014 годов.

Прошлогодняя японская версия выделяется на их фоне как минимум наличием Оскара за спецэффекты.

Картинка действительно недурна. Запоминаются в первую очередь не общие планы монстра, крушащего города, такого добра мы видели немало в более дорогом исполнении. А длинная сцена, снятая от лица тех, кто находится на улицах этого самого разрушаемого города. Циклопическая фигура над головой, играючи рушащая высотки. Мощь, на фоне которой человек чувствует себя натуральным муравьем. Паника, бессилие, ожидание неминуемой смерти. И вы в центре этого дурдома. Впечатляет.

Качественно смотрится и поединок с «Такао».

Годзилла в молодости, как я уже сказал, чертовски похожа на разожравшегося тирекса. После испытаний на атолле Бикини, по здешней версии ставших причиной мутации, напоминает тяжеленного, обстоятельного, крайне неторопливого робота, целеустремленно прущего к неведомой никому цели (чем его Токио приманил?). При этом почему-то ведущегося на комариные укусы истребителя (помним: в отличие от комара, способного прокусить людскую кожу, пулеметные выстрелы бронированному чудищу вообще не наносят никакого ущерба). А вот в воде чудище смотрится поживее. Еще нам досконально покажут, как зарождается годзиллин тепловой луч.

Хорошо выглядит хитроумная операция по уничтожению монстра. Не просто сперва долго пулять по нему всем, чем можно, потом лихорадочно бегать в ужасе и искать Конга.  А применить разум, смекалку, научные знания. Единственное, в чем человек однозначно превосходит кайдзю. Обратится к помощи океана – это «пять».

Идейно Годжира в фильме исполняет две функции. Первая – классическое олицетворение природы. Неостановимое, бесстрастное, безжалостное, с которым практически бесполезно бороться. Можно лишь бежать, молиться, чтобы пронесло, да минимизировать ущерб. Напоминающее разумным хомякам, что они лишь часть этой самой матушки-природы. А насчет царей, хомки, стремящиеся к разуму, откровенно погорячились.

Вторая – психологическая, или скорее психиатрическая. Г. здесь воплощение и символ Войны – бессмысленной и беспощадной, никому не нужной (кроме отдельных уродов) кровавой бойни, несущей смерти и разруху. Воплощение кошмаров, жутких психотравм, не дающих ветеранам нормально жить, сводящих с ума, опрокидывающих в алкогольное и наркотическое марево. Всего наихудшего, что остается от войны, дотягивающейся до своих жертв и в мирное время.

Социальных и психологических тем в фильме, как для ленты о кайдзю, на диво много.

Ветеранская, раскрывающая зрителя глубины пресловутого ПТСР, с его комплексом вины выжившего, сомнениями в реальности мирного бытия, невозможностью заснуть, жуткими депрессиями. Старающаяся продемонстрировать, что уцелевшим в войнах есть, зачем жить, и необходимо не поддаваться душевному упадку.

Пацифистская – показывающая безумие военных способов разрешения конфликтов. Ведь эта кровавая сука забирает не только миллионы жертв, но и продолжает убивать изнутри тех, кто выжил. Размышляющая о трусости и о самопожертвовании. Выдвигающая смелые для фатлистов-японцев идеи о том, что  о том, что семья достаточный повод послать нахрен требующих от тебя новых подвигов, что «те, кто пережил войну, должны жить, а не сдаваться», что «неучастие в войне это то, чем можно гордится», а жить вопреки всему – значит еще раз победить кровавую тварь.

Пройдутся также постановщики по власть имущим, стремящихся все контролировать, манипулировать подданными, затыкать рты народу. А в кризисной ситуации устраняющихся от решения проблем, взваливая их на плечи того самого неоднократно обманутого и выжатого досуха народа. Все в лучших традициях: власти пинают балду, народ борется.

На тему названия: «Япония пострадала во Второй мировой войне, то есть была низведена до нуля. А  с появлением Годзиллы страна ушла в минус, что отражается в японском слогане фильма: «Послевоенная Япония. Из нуля в минус». Учитывая финальные кадры, вполне адекватно выглядит и вариант подзаголовка фильма: «версия 1.0». Далі буде.

Не оставят без классических японских особенностей. Как классических: от домиков, где, как и во времена Сегуна, едят и спят на полу. До традиционной вежливости, обращений на «вы» между работягами и поминальных церемоний «Прощания с душой». Так и послевоенных, в виде разрушенных бомбардировками городов. Домов, строящихся на руинах «из говна и палок».

А вот актерская игра достоинством фильма не стала.

Специфика восточной актерской школы с ее нарочитостью (хотя многие их ленты уже обходятся почти без этого, вспомним то же Королевство) вылазит в полный рост. Барышни конкретно переигрывают. Сильный пол выглядит чуть естественнее, но именно что «чуть». А удары ГГ лбом в стол с текстом: «простите меня» и вовсе стали апогеем апофеоза. М-да, «Запад есть Запад, Восток есть Восток».

Эрго. Недурная картинка, сильная идейная база, если б актеры познакомились с системой Станиславского, стало бы еще лучше.

Режиссер: Такаси Ямадзаки 

В ролях: Минами Хамабэ, Рюноскэ Камики, Сакура Андо, Кураносукэ Сасаки, Мунэтака Аоки, Юки Ямада, Хидэтака Ёсиока, Майкл Ариас, Юя Эндо, Кисукэ Иида 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.