Вольная реконструкция судьбы самого известного фараона, или Пафосные египетские мотивы/«Он был очень умен, и за это его называли…»
1342 год до н.э. Египет. Молодой фараон Тутанхамон (Джогиа), вместо которого все 10 лет, минувшие со дня смерти отца правил визирь Эйе (Кингсли), начинает тяготиться ролью марионетки на престоле. Юноша пробует границы дозволенного, в одиночку шляясь улицами столицы. Активно интересуется делами царства. И даже пытается поставить на место не только военачальника Хоремхеба (Анози), но и всесильного Эйе.
Вот только далеко не всем по нутру эти попытки. И для юного фараона они могут закончиться весьма плачевно.
Исторические сериалы чаще всего бывают двух видов. Одни, как «Рим» (http://perekat.kiev.ua/rome-рим-сериал-2005-2007/ ), «Николя ля Флок» (http://perekat.kiev.ua/nicolas-le-floch-николя-ле-флок-сериал-детектив/ ), отчасти «Последнее королевство» (http://perekat.kiev.ua/последнее-королевство-the-last-kingdom-сериал-2015/ ) более-менее трепетно относятся к реальности, не сильно передергивая факты, ухитряясь при этом не забыть об интересном сюжете. Другие – создают условный антураж «вроде как» прошлого, рассказывая на этом фоне банальные, вторичные истории.
Tut, к сожалению, снят гораздо ближе ко второму варианту.
Картинка выглядит глянцево и неестественно. Новые, яркие барельефы, росписи и фрески, будто минуту назад вышедшие из-под кисти художника. Даже пылью припасть не успели. Нарочитые аляповатые скульптуры на каждом шагу. Подведенные глазки визиря. Верховный жрец-«модник», шарахающийся от девок. Режущие слух, вычурные, патетичные диалоги и обращения: «Жрецы эксплуатируют твой народ!», «Я сотру миттанийцев с карты!», «Мы вычеркнем Египет и его царя-мальчика из анналов истории», «Ваше превосходительство, царица желает аудиенции» (это обращаясь к верховному жрецу!), «Военачальник! Слушаю вас, верховный жрец!» (постановщики решили, что египетские имена слишком сложны для уха современного зрителя и их надо всячески избегать?). Пафоса в сериал создатели налили от души, фразы хоть прям счас в учебник: «фараон, ведущий войска в битву — неотделим от своего народа!». Чистые, гламурные, «рекламные» персонажи. Целомудренные сцены развратных пиров фараона (словно для детского рейтинга). Х-м. А так еще снимают в наши брутальные времена? Оказывается да.
При этом некоторые моменты времени переданы вполне на уровне. Терки между жрецами и армией. Обмен товарами, пустынные пейзажи, любовь египтян к пиву, «арабская ночь» Митанни с ее кубиками домишек и «зиккуратом», богатые, «кричащие» наряды, забавные «ботики» фараона, колесницы, жрецы, активно вымогающие у населения подношения богам, типажи простого народа, серьезно отличающиеся натуралистичностью от глянцевых физиономий юных египетских аристократов.
История до жути мелодраматична, конкретно отдает «мылом» и посвящена в основном интригам при дворе. Когда наивный прямодушный юноша пытается противостоять искушенным царедворцам. И все вокруг норовят подложить этому юному чистому душой агнцу изрядную свинью. Все-все, включая жену-сестру и лучшего друга (амор! И глазами так, зырк!). А потом в дело вступают женские разборки за сердце блистательного фараона.
Периодически включается приключенческая линия, как то освобождение пленника из лап митаннийцев, снятое в духе Индианы Джонса.
Юный Тутанхамон, как я уже сказал, чертовски наивен, добр, идеалистичен и всем сердцем заботится о благе страны. Прям идеальный правитель. Только почему нам не продемонстрировали, как именно малыш, машущий мечом и валяющийся в объятьях девок, вдруг стал таким военным гением и светочем интеллекта? Александр Македонский, — учащий опытных военачальников как проводить битвы. Шикарный политик, заставляющий поражаться многоопытного визиря. Еще и показывающий пример хождения в народ будущим Харунам ар-Рашидам. Могли бы хоть пять минут посвятить показу его развития и обучения. Нет, пожалели времени.
Актер приятен взору и честно изображает предложенный спектр эмоций.
Хоремхеб (Анози («Схватка», «Конан-варвар», «Игра Эндера», «Джек Райан: Теория хаоса») – толст, нагл и достаточно туп. Как ему позднее удастся занять трон фараона – непонятно.
Кингсли («Хранитель времени», «Игра Эндера», «Лекарь: Ученик Авиценны», «Исход: Цари и боги», «Вне/себя», «Книга Джунглей», «Игра Ганнибала») и его Эйе оставил двойственное впечатление. Большую часть времени мэтр убедителен, передавая умиление поступками своего воспитанника, некоторую зажратость всевластного временщика, стремление к власти, перемежаемое заботой о стране.
Но иногда Бен теряет концентрацию (обратите внимание на первую сцену с сыном, когда ближе к ее завершению можно четко отметить этот момент), а режиссер почему-то не указывает на такие провалы.
Интересен подход Эйе к возвышению себя и своего потомства – да, я хочу трона, и при случае воспользуюсь любой возможностью его занять. Но создавать такую возможность, а уж тем более изничтожать нынешнего повелителя – не буду, по крайней мере, до поры до времени.
Что забавно, основная личностная характеристика персонажа — простая кровь — придумка постановщиков. По мнению историков — Эйе парень вполне себе благородных кровей – был братом жены Аменхотепа III.
Нам покажут цельную серьезную битву, правда стратегическая картинка выглядит глупо и неправдоподобно. Сражающиеся стороны предусмотрительно обряжены в форму разных цветов, чтобы зрителю сразу было понятно, за кого болеть. Особенно порадовали лучники, вяло пуляющие в гущу битвы, происходящей в центре приличного размера равнины. Как они отличают на таком расстоянии своих от чужих – вопрос к Амону.
Зато когда камера отказывается от показа общей картинки, концентрируясь на эпизодах, все становится гораздо лучше. А драка среди строений так и вовсе радует неплохо переданным сумбуром рукопашной, бардаком, творящимся во время таких стычек.
Подарят пару приличных, напряженных и атмосферных сцен, как-то связанную с «окончательным решением» проблемы больных в Фивах, или фестивалем Амон-Ра.
А вот гениальный финальный план Тутанхамона при разборке в крепости Миттани проходит по разряду откровенной фантастики. Хотя бы потому, что вероятность попадания из лука при стрельбе по невидимым целям, тем более с такой скупой периодичностью, не сильно отличается от нуля. Да и перелом какой-то больно уж смертоносный оказался. Впрочем, тут требуется мнение врача.
Время от времени наружу вылазит бюджетность и условность проекта. То египетская армия, выступающая в поход, состоит на глаз из пары сотен бойцов (потом народу дорисовали). То крепость врага, фигурирующая в повествовании, обзывается крепостью Миттани, хотя Миттани название государства, а не города.
Поругивают «Тута» и за несоответствие историческим фактам. Это при том, что о деятельности реального Тутанхамона информации минимум. Фраза археолога Говарда Картера в этом отношении показательна: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». Историки согласны, что его правление знаменовалось возвращением к верховенству бога Амона и отказом от политики Эхнатона, ставившего на первое место Атона (постановщики решили по другому, это, пожалуй, самое крупное отступление от канона, да и со жрецами как-то слишком уж круто «порешали» для того религиозного времени). Да активным строительством, в частности храмов. А с Митанни, напротив, исторический Тутанхамон, если судить по подаркам из этой страны в его гробнице, пытался восстановить союзные отношения. Воевал фараон с азиатами и нубийцами, причем ближе к концу жизни.
В общем, это обвинение можно по большей части игнорировать. Сложно нарушать факты, которых практически нет.
Эрго. Глянцевая египетская мелодрама, делающая акцент на интригах да любовях. По большей части бравурно, пафосно, нарочито, хотя есть пара неплохих ходов. Жаль, можно было несколько изменить подход к материалу и получить приличную историческую картину.
Режиссер: Дэвид Фон Энкен
В ролях: Бен Кингсли, Эван Джогиа, Нонсо Анози, Сибулла Дин, Александр Сиддиг, Кайли Банбери, Питер Гадиот, Иддо Голдберг, Алистэр Туви, Сайлас Карсон