Н. К. Джемисин «Пятое время года». — М.: Эксмо, 2019 г. Серия: Fantasy World. Лучшая современная фэнтези. Первый роман трилогии «Расколотая земля».
«Боги в кандалах», или Гнев Отца-Земли
Земля с издевательским именем Спокойствие. Земля, которая много и с удовольствием двигается, обрушивая на головы своих обитателей регулярные землетрясения, цунами, зимы с кислотными дождями, длящиеся десятилетия, и прочие катаклизмы. Земля, полная ненависти, будто жаждущая избавиться от всех, кто населяет ее поверхность. И, похоже, в этот раз у нее получится. Ведь конец света уже начался. Опять.
Большинство аборигенов могут лишь почувствовать приближение землетрясений. Но есть те, кто способен управлять движением земли, и вызывать его. Орогены, они же рогги. Люди, сравнимые по могуществу с богами (в кандалах). Или чудовищными монстрами. Те, кого боятся, ненавидят, убивают, используют, с детства держат под неусыпным контролем.
Рогга, по мере сил скрывающая свои способности, ищет мужа, убившего их сына и похитившего дочь.
Маленькая девочка лишь начинает познавать все сложности обучения в контролирующем орогенов Эпицентре, под пристальным приглядом Стражей.
Женщина, в сопровождении одного из сильнейших коллег, отправляется выполнить на первый взгляд обычное поручение Эпицентра. По дороге открывая неведомые стороны своего проклятия (дара?) и некоторые нюансы обращения с орогенами.
Есть ли связь между этими историями и концом света? Или в нем виновна третья сила?
Любопытное фентези, которое открывает свои прелести далеко не сразу. Попервах в глаза бросаются заимствования у разнообразных мэтров, от стратегического начала и особенностей мира из Буресвета, Колеса, Песен и зимы, которая близко. Но по истечению первой трети оказывается, что Джемисин занимается не только танцами на плечах гигантов. Но и созданием собственных, оригинальных наработок.
Но прежде чем мы до них доберемся, взглянем на место действия. Пускай опять же ушки великих торчат из всех щелей, Спокойствие вышло колоритным. Мир, регулярно «радующий» жителей землетрясениями различной силы, извержениями, ураганами и цунами (японцы по сравнению со Спокойствием живут на абсолютно стабильном и тихом острове). Место, где в океане гуляют настоящие водяные горы, и (по слухам) водятся различные чудища. Соответственно, никаких морских путешествий, максимум каботажка, а острова и вовсе считаются местами непригодными для жизни. Где время от времени наступает зима на годы и десятилетия. Сопровождаемая не только морозами, но выпадением пепла, уничтожающего растительность, и кислотными дождями, разъедающими металл. Ходят легенды, рассказывающие о том, что изначально добрый Отец-Земля рассердился на людей, терзающих и загрязняющих его плоть. Эдакое экологическое назидание для потомков.
Социальный строй, понятное дело, ориентируется на особенности природы. Люди живут общинами, некоторые из которых превращаются в города, другие остаются огороженными деревнями. В ожидании Пятого времени года накапливаются запасы, выстраивается стена вокруг поселения, всех людей причисляют к той или иной функционал-касте, показывающей их важность для общины. Полезность индивидуума во главе угла, а ее отсутствие становится причиной изгнания из социума. Если подытожить – общественное на порядки важнее личного.
И даже все эти телодвижения не всегда помогают пережить особо суровые Зимы. Рушатся государства, редко какое из них оказывается целым после долгой зимовки. Оттого на континенте столько артефактов (и обрывков знаний) прошлых, погибших цивилизаций (особенно важную роль в повествовании играют обелиски).
Как я уже сказал, ничего особо оригинального, но антураж для истории недурной.
Самым интересным аспектом романа становится магия, над которой автор поработала с душой. Да, это очень напоминает магию земли, но дьявол, как известно, в деталях. Орогены (так называют местных волшбарей) с младых ногтей, инстинктивно, могут управлять землей. Двигать горы, используя энергию колебаний. Воздействуя на землю — вытягивать тепло, движение и саму жизнь из окружающего мира. А после обучения, овладения контролем своей силы — орогены еще и не на такое способны.
Вот только орогенами их обычно не называют. Рогги – ненавидимые, убиваемые, обливаемые презрением. Орудия для власть имущих империи Санзе. Искусные и испуганные. Безэмоционально используемые в хвост и в гриву. С детства собираемые в Эпицентр – школу и место обитания большинства орогенов, где те пребывают затворниками, выбираясь в большой свет лишь для исполнения поручений властей. Разводимые подобно породистому скоту. Живущие под вечным страхом смерти либо от рук толпы, либо от кинжалов Стражей спокойствия – касты, наблюдающей за орогенами, знающей как справляться с их колдовством. Стражей, постоянно оказывающих психологическое давление, безжалостно убивающих рогги в случае малейшей угрозы утраты контроля.
Нам поведают о нюансах магии орогенов, неоднократно покажут ее использование, причем в исполнении разных волшбарей: от ученицы до мастера, продемонстрируют, как с ней борются.
За колдовскую систему автору респект.
Интрига также недурна. Начинается роман с глобальной сцены, повествующей о действии, которое приведет к концу света, причем, оставляя личности ее участников скрытыми. Затем погрузят в быт обычных людей, еще не знающих (хотя догадывающихся) о свершившемся. Точнее не совсем людей, скорее магов: «глухачей», не обладающих орогенией, среди главных героев книги нет.
А вот орогены, напротив, есть.
Дамайя — маленькая девочка, «дичка» (родившаяся в семье глухачей) обнаружившая свои способности в момент опасности (стандартная ситуация). Отданная родителями в Эпицентр во исполнение закона, запрещающего скрывать орогенов. Очень быстро познакомившаяся со Стражем, преподавшим ей болезненный урок (хорошо усвоенный). Через нее мы знакомимся с обучением рогги (автор почти избежала соблазна устроить из глав Дамайи описание стандартной магической школы). Умный ребенок, отличная ученица, не чуждая интригам, активно стремящаяся к получению первого кольца (система рангов орогенов основана именно на этих кругленьких блестяшках).
Иссун – женщина изрядно средних лет, с загадочным прошлым, одна из немногих колдунов, вроде как не находящихся на поводке Эпицентра. Предпринимающая путешествие-квест по земле, готовящееся к Зиме. Полная ненависти, познающай лишения, встречающая любопытных попутчиков. В ее главах мы видим, как встречают известие о приближающейся Зиме, как трещит по швам устоявшаяся цивилизация. А также знакомимся с еще некоторым количеством свободных орогенов.
Сиенит – девица-4-х колечница, получающую задание зачать ребенка от единственного среди волшебников мастера, имеющего право на десять колец. Амбициозная женщина, отправившаяся вместе с 10-ти колечником на выполнение стандартного задания по расчистке гавани от кораллов, и по пути открывающая новые неизведанные грани ортогении. Кстати, с неожиданными встречами в этой арке не хуже, чем у Иссун.
А вот и тот самый 10-ти колечник Алебастр (имена орогенов основаны на камнях и прочих минералах). Изрядно двинутый (было из-за чего) и чертовски могущественный товарищ, сумевший избавиться от собственного Стража. Надолго ли?
Отдельное спасибо за новые органы чувств – сэссапины, позволяющие всем жителям чуять приближение трясений.
Самобытные ругательства, основанные на склонении слова «ржавь», заменяющего привычные нам богохульства, чертыхания и упоминания половых органов.
Камнеедов (кремнеорганическая форма жизни?) – загадочную нечеловеческую расу, имеющую свой интерес и оказывающую нехилое влияние на сюжет.
Вольное обращение с вотчиной старины Хроноса. На самом деле повествование далеко не так линейно, как выглядит на первый взгляд. Что несет за собой парочку неожиданных открытий, ретроспективно и качественно раскрывающих ГГ.
Дополняют картину эпиграфы в начале глав, рассказывающие об истории мира, орогенах и орогении, приводящие цитаты из трактатов, учебных пособий и Предания Камня (труда, заменяющего одновременно библию, криминальный кодекс и свод энциклопедий) здешнего мира. Эпиграфы можно было сделать пожирнее.
Эрго. Небезынтересное фентези с несколько вторичным миром, хорошо прописанной и продуманной магической системой. В активе также интрига, персонажи и заигрывания с вотчиной дядюшки Хроноса.