Холодный расчет (The Card Counter),  2021 — рецензия (обзор)

Покерное искупление, или Играйте по маленькой

В жизни Уильяма Телла нет места ни дружбе, ни женщинам, ни постоянному дому. Лишь мотели, дневник да карты. Разные города, небольшие выигрыши в казино, размышления об искуплении и вине. Ведь за плечами у Билла хватало неприглядных дел.

Так продолжалось до одной неожиданной встречи. С парнем, знающем о прошлых грехах Уильяма и горящем идеей мести за погубленную жизнь своей семьи.  Не Биллу, нет. А тому, кто действительно виновен в искалеченных судьбах. Вот только может ли стремление пацана отведать холодного блюда привести к чему-то хорошему?

 

Странноватый фильм, смешавший в себе несколько поджанров, и не сказавший внятного слова ни в одном из них.

Сперва кажется, что перед нами  сага о карточных игроках. С этой точки зрения The Card Counter (прямой перевод «Считающий карты») по крайней мере, демонстрирует американскую культуру азартной Игры.  Размышления о стратегии игры в казино, озвученные закадровым голосом ГГ (к сожалению, этим приемом постановщик активно злоупотребляет). Презрение к рулетке и ставкам на спорт. Многостоловые турниры по покеру. Различные типажи участников. Жаль красоту и напряжение самого покера создателям ленты показать не удалось. Вышло вскользь, походя, без уточнений (за исключением одного расклада) и акцентов.

Второй ключевой линией картины становится насилие, пытки, допросы «во благо страны», а также их последствия для дознавателей. Тема для американцев болезненная, вызывающая ожесточенные споры. С одной стороны – во главе угла жизни американцев. Соответственно любого, кто имел несчастье попасть в секретную тюрьму, будут выкручивать как половую тряпку, чтобы собрать информацию о готовящихся терактах. Ну а если он ни в чем невиновен (см «Мавританец»)? Лес рубят – щепки летят, да и «все они так говорят». «Расчет» в отличие от Мавританца уделяет внимание не заключенным, а палачам-тюремщикам. Попервой даже находящим некую прелесть в исполнении приказов начальства. С удовольствием фотографирующихся на фоне измочаленных тел (да-да нацики времен второй мировой в полный рост). Лишь со временем начинающих понимать, что они натворили. Задумывающихся об искуплении и прощении. В случае картины Шредера понимание приходит и вовсе лишь после осуждения. А не всплыви те фото, так и продолжали бы трудиться на благо страны до самой отставки?

Темы важные, никто не спорит. Но вот на фоне казино, игорных столов, летающих по зеленому сукну карт и стаканов с виски, смотрятся они не слишком убедительно. Не особо помогают флеш-беки из пыточных застенков, снятые широкоформатным объективом типа рыбий глаз, и спокойный закадровый голос протагониста.

Тем более что на события ленты эти щупальца из прошлого начинают оказывать активное воздействие лишь в последние минут 20.

Актерские работы также оставили противоречивые впечатления.

Лидерство по экранному времени тут у Айзека («Драйв», «Из машины», «Люди Икс: Апокалипсис», «Звёздные войны-7: Пробуждение силы», «Звездные войны-8», «Аннигиляция», «Дюна»). Адепт холодного расчета, безвестности и игры по маленькой. Невозмутимый как сфинкс. Удивляющий странными привычками обхождения с мебелью в мотелях. Мастер карточных фокусов и счета, не ищущий наживы. Мучаемый кошмарами. Не занимающийся ничем кроме карт. Переживший внутренний слом. Задумывавшийся о смерти. Слишком резко и необоснованно решивший принять участие в судьбе своего нового знакомца. По-видимому, нам хотят показать, что Билл  увидел возможность искупления, но очень уж ситуация выглядит притянутой за уши. Оскар всего несколько раз за фильм меняет выражение лица, остальное время нося на нем маску олимпийского спокойствия. Ну, кому как.

А вот и тот самый знакомец Керт (Шеридан («Люди Икс: Апокалипсис», «Первому игроку приготовиться», «Поколение Вояджер». Наглый мелкий засранец, сделавший неправильный выбор. Шеридан меня пока как актер абсолютно не вдохновляет – дуб дерево, вот и тут у парниши одна качественная сцена испуга. Маловато будет.

Главгад майор Гордо (Дефо («Американский психопат», «Джон Картер», «Отель «Гранд Будапешт», «Джон Уик», «Великая стена», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Тайна 7 сестёр», «Аквамен», «Маяк»). Его тут откровенно немного: фактически одно важное для характера персонажа сольное выступление во флеш-беках. Но даже за десяток секунд Дефо умудряется многое поведать о своем майоре. Сволочь. Причем идейная.

Что самое забавное – главным злодеем для героев и постановщиков выступает цельный  майор. Само собой именно он подлец все придумал и всем заправлял. Никто постарше чином в таких ужасах не замечен, все белые и пушистые.

Экшена в ленте нет как класс, темп вязко-неторопливый, магистральный сюжет начинает движение лишь перед финальными титрами.

Зато атмосфера общества любителей азартных игр на уровне. Интерьеры казино, возбужденные игроки, улыбки крупье, шелест карт и стук фишек. Все на месте. И то хлеб.

Эрго. Необязательная лента, пытающаяся в антураже азартных игр подать болезненные и спорные для штатников вопросы. Выходит так себе.

Режиссер: Пол Шредер

В ролях: Оскар Айзек, Тиффани Хэддиш, Тай Шеридан, Александр Бабара, Бобби С. Кинг, Екатерина Бэйкер, Дилан Флэшнер, Эдриэнн Лау, Джоэль Майкли

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.