Ким Ньюман «Эра Дракулы». — СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2013 г. Серия: Dark Line. Первый роман цикла «Anno Dracula».
Британия без воронов, или Социология не-мертвых
Англия. 1888 год.
51 год долгого правления Виндзорской вдовы — королевы Виктории. Год, известный созданием Футбольной лиги и убийствами Джека Потрошителя. Так?
Так, да не так.
О трауре Виктории уже пару лет как можно позабыть. Королева вышла замуж вторично. Ну и что, спросите вы? Бывает, кому интересен какой-то там принц-консорт? Еще как интересен, если учитывать его личность.
Ведь тем, кто растопил (или охладил?) сердце королевы, стал некий Влад Цепеш, известный как Князь Валахии и граф Дракула.
400-летний вампир, окруженный своей карпатской гвардией «не-мертвых», в корне изменил Империю, над которой не заходит солнце. Уже не первый год в Лондоне соседствуют обычные люди и кровопийцы, набирающие все больше веса в обществе Британии.
И не сказать, чтобы соседствуют мирно.
Посему когда в Уайтчепеле начинаются убийства проституток-вампирш, поиск преступника становятся главной задачей как «теплых», так и «не-мертвых». Ведь если убийцу не остановить, Великобритания может просто-напросто взорваться изнутри.
Еще одна небезынтересная попытка показать сосуществование живых и не-мертвых. На этот раз не с зомби, как в Корме или Квази, а с вампирами. В виде своеобразного продолжения романа Стокера с элементами антиутопии.
В здешнем варианте Британской империи дела неладно. Ведь новый принц-консорт активно прибирает к рукам власть, перенося в 19 век методы, познанные им в 15-м. И если концентрационные лагеря штука британцам знакомая, то казнь на месте за мужеложество, причем на колу (все помнят прозвище нынешнего повелителя империи?), несколько фраппирует общество. Да и с лагерями не все так просто – одно дело, когда в них определяют мятежных буров с выводками в далекой Африке, другое – когда в лагерь можно загреметь приличному джентльмену за невинную критику правительства прямо в Лондоне.
По империи идут натуральные чистки, недовольные чувствуют все большее давление, в провинциях неспокойно. Те, из изгоев, кому повезло не угодить за колючку, становятся «нерукопожатыми» в обществе. Все больше ключевых постов занимают вампиры, отодвигая своих «теплых» коллег на задворки профессии и управления империей. Но и вампиры не могут ощущать себя в безопасности, ведь не-мертвых, вызвавших недовольство Дракулы или его кабинета, ожидают неуютные стены Тауэра. Темницы, которую покинули вороны, что предвещает империи нешуточные беды.
В столь аккуратно складывающейся картине викторианской антиутопии имеются некоторые противоречия. Слишком попущенными выглядит верхушка кровопийц. К примеру, злые вампиры долгое время позволяют свободно шататься по улицам парням, проповедующим Христианский крестовый поход против кровососов. Лишь после серьезного эксцесса начиная их активно «прессовать». Эх, есть чему наивной нежити поучиться у тиранов грядущего 20 века.
Вопросам социального взаимодействия живых и не очень посвящено в романе немало времени. Притеснение по признакам наличия пульса. Жесткий контроль над СМИ. Переход городов на активнейшую ночную жизнь. Сладостная привлекательность и доступность обращения «на темную сторону». Ведь «Темный поцелуй», дарующий потенциальное бессмертие, можно получить буквально за копейку, пардон шиллинг.
Отдельной прелести роману добавляет то, что «обращение» отнюдь не становится билетом в рай. Ведь если ты был бедняком при жизни, то и после смерти монет у тебя не прибавится. И если ты таскал внутри кучу опаснейших болячек, то и смерть от них не освободит – серьезные заболевания у «детей» Дракулы после обращения переплавляются в нечто иное, но столь же неприятное для носителя. Бессмертие зачастую оказывается лишь призрачным манящим огоньком, заводящим в пучину.
Вампиры у автора — это существа, стремящиеся к безумию и саморазрушению. По крайней мере, те, кто происходит от графа. Ведь, оказывается, вампиры тоже бывают разными (спасибо Маскараду и Сапковскому, мы о чем-то таком уже догадывались). И тем, кто ведет свою кровную линию от Дракулы, не слишком-то повезло. С одной стороны у них имеется потенциальная возможность менять облик. Правда, чтобы это делать нужно немалая концентрация, сила воли и опыт. С другой – именно они чаще всего сходят с ума и ломают свои тела в попытках стать нетопырем или еще какой выхухолью. Что делать, порченая кровь — пожимают плечами представители других кровных линий.
Здешние не-мертвые боятся серебра (британским серебряных дел мастерам не повезло), наносящего им незаживающие или смертельные раны, активно регенерируют повреждения от простого железа, не могут находиться на солнце, не закутавшись в плотную одежду. Не отражаются в зеркалах, да и с фотографией отношения у них сложные. Теряют творческие способности, ведь вся энергия уходит на поддержание жизни. Обладают впечатляющей силой и скоростью. Способны жить веками, со временем из «новорожденных» становясь «старейшинами». В целом, ничего особо нового.
Дают автору возможность показать неаппетитный процесс превращения в вампира. Озадачить читателя идеей о том, что лекарство от смерти может оказаться смертельным ядом.
И, безусловно, поразмыслить над вопросами человечности и тем, насколько нужно измениться человеку, чтобы уже не считаться таковым. Кем могут оказаться вампиры, столь популярные в людской мифологии: отдельным видом людей или паразитическим отростком на дереве человеческой эволюции? Или вовсе эволюцией повернутой вспять?
Кстати, упоминаются в книге и вампы, не нуждающиеся в крови, напрямую сосущие жизненную энергию из людей. А вот тут можно было бы и поподробнее.
Текст стилизован под классическую литературу 19 века, чертовски велеречив и нетороплив. Переполнен диалогами и монологами, наводнен большим количеством второстепенных персонажей с незапоминающимися фамилиями, без которых вполне можно было бы обойтись.
Перед нами эдакая объединенная литературно-историческая Англия, где наравне с реальными людьми действует изрядное количество хорошо знакомых читателю персонажей.
По одним улица гуляют Оскар Уайльд, инспектор Лестрейд, Майкрофт Холмс, доктора Моро и Джекила, Мориарти и полковник Моран (многие из них стали кровососами). Упоминаются Шерлок Холмс и Брэм Стокер (кукующие нынче за колючей проволокой). Этот калейдоскоп реальности и вымысла, нераздельности литературы и жизни с ходу добавляет роману пару сотен вистов.
Отдельный кайф ждет поклонников романа Стокера. Они встретят в «Эре» практически всех излюбленных персонажей, или, по крайней мере, продолжительные воспоминания о них. Сьюворд, Холмвуд и вовсе играют в «Эре» немаловажную роль. Ньюман частенько уважительно цитирует первоисточник, развивает характеры его героев. Разве что с финалом романа (начиная от момента, когда Дракула уезжает из Англии) Ким в корне не согласен.
Детективом назвать «Эру» сложновато, линия с поисками Потрошителя в книге изрядно вторична. Читателю и вовсе убийца известен почти с первых страниц. А вот державные интриги нам покажут любопытные.
Главных героев в романе ровно две штуки.
Чарльз Борегар, джентльмен, работающий на клуб «Диоген», крайне влиятельную в империи структуру. Совмещающий функции дипломата и шпиона. Пересекавшийся с самыми опасными людьми на планете. Помеченный физическими и душевными шрамами. Потерявший жену и ребенка во время работы в Индии.
Женевьева Дьедонне – вампирша-старейшина возраста Дракулы. 16 лет «теплой» жизни, 450 во тьме. Представительница иной, чем Дракула кровной линии, заточенная на «чувствование» людей, и вещей: умение, отдаленно сравнимое с телепатией. Сотрудница благотворительного заведения, помогающего неимущим. Как живым, так и вампирам. Отлично пользующаяся вампирским боевыми умениями (мы увидим лом, против которого и ее умения не помогут).
Пара демонстрирует романтическую линию, во многом основанную на чувственной притягательности кровопийц, но, что, гораздо реже встречается, не только. Между Чарльзом и Дьедонне возникает не исключительно кровно-эротическая, но и умственная связь, притяжение не мужчины и женщины, но двух интересных друг другу людей.
Некоторые вопросы к логике мира остаются. Например, как королева «обрела молодость», если вампиры «замораживаются» в возрасте, когда произошло обращение? Или как сочетается бессмертие и фраза, обращенная к «новорожденной»: «ей остался от силы год»? Но то таке.
Эрго. Вампирский роман, стоящий на плечах гигантов и стилизованный под классику жанра. Интересен социальными моментами вампо-людского общества и размышлениями о человечности.