Джо Р. Лансдейл «Дорога мертвеца. Руками гнева». — М.: АСТ, 2021 г. Серия: Мастера ужасов. (Произведения цикла «Преподобный Джебидайя Мерсер» и авторский сборник рассказов).
Ужас на фронтире, или Гнетущие руки
Преподобного Джебидайю Мерсера – священника с Библией, револьвером и холодными глазами убийцы будто тянуло что-то в сторону городка Мад-Крик.
Не зря.
Ведь в это проклятом месте объявилось нечто из ночных кошмаров. Что-то, чему не место под благословенным Господом техасским Солнцем.
Что-то, с чем на первый взгляд невозможно справиться.
Под одной обложкой нас ждет два абсолютно несвязанных сборника. Сейчас поговорим о первом.
Джо Ричард Гарольд Лансдэйл с детства любил комиксы и фильмы. Особенно фантастику и вестерны. Когда то он увидал хоррор-вестерн, оставивший в его впечатлительной натуре особо неизгладимый след. Со временем возникла идея сценария вестерна-ужастика. Которую он переработал в полноценную книгу.
Так в 1986 году возник Преподобный Джебидайя Мерсер, ставший героем романа и нескольких рассказов.
Работу Лансдейла активно хвалили, занося ее в некий список «Хоррор. 100 лучших книг» (или речь все же о «Руках гнева»?). Хотя сам автор честно признавался, что его истории не Книга Великих Мыслей, а возврат к бульварщине и написаны для развлечения. Что можно простить.
А вот четкое ощущение того, что все, что нас ждет в открывающем сборник романе «Смерть на Западе» видели и читали не раз, и даже не десять, простить сложнее (да я помню, что «Смерть» написана в 86-м, и требует снисхождения к своим почтенным годам, но не настолько же!). Тут даже антураж вестерна не спасает. Да и антураж, будем честными, в романе, или скорее большой повести, слабенький. Вялый Восток, точнее Запад, вялый. Индеец, салуны, шерифы, дилижансы в наличии, но атмосферу не создают. Разве что большое количество огнестрельного оружия на руках пытается постоять за честь фронтира.
С ходу автор нагнетает чернухи: мозги, кровища и прочие неаппетитные детали прилагаются.
Джо совмещает восставших из мертвых с элементами вапмиризма и демонической сущностью, ну знаете, «Некрономикон», «Тайны червя». Непереносимость солнца и любовь к темному времени суток гармонично сочетаются с поеданием плоти и неуязвимостью, пока остается цел мозг зомби.
Дальше — классическая схема о группе выживших и сражении с ордами нечисти. С персонажами Лансдейл не церемонится.
В общем, если бы под обложкой оказалась одна единственная «Смерть на Западе», читать данный опус не имело бы ни малейшего смысла.
К счастью, в рассказах ситуация несколько выправляется. Тут автор активно развивает лавкрафтовские мотивы и сюжеты, введенные еще в «Смерти». Короткая форма у него выходит получше, чем длинная. Заброшенные кладбища, проклятые дороги, жуткие легенды и непременные людские истории, старые даже для индейцев боги, кровавые обряды, оккультные знаки и заклятия, загробное мщение, жаждущие крови немертвые, демонические сущности, волки-оборотни, призраки, кобольды: полный букет сверхъестественного. И в центре этого праздника Смерти наш герой: наследник Кейна, духовный предок Дина, аналог Ведьмака без мечей, зато с Библией, револьвером и даром чуять Зло.
У ГГ имеются интересные черты. Перед нами эдакий трагический персонаж. В юности умудрившийся переспать с родной сестрой и застуканный на месте преступления разгневанным папашей. Повоеваший в гражданскую за южан. Жесткий, циничный, на щелчок пальца отбирающий жизни, имеющий за плечами изрядных размеров личное кладбище. Суперстрелок, способный дать фору Дикому Биллу Хикоку. Изрядно закладывающий за воротник. Утративший веру в Господа, но жаждущий ее вернуть. Ставший уставшим паладином Ветхозаветного Бога. Пребывающий с Ним и Святой книгой в своеобразных отношениях. Больше полагающийся на свою верную руку да знания о нечисти, чем на поддержку Небес. Бестрепетный проповедник-стрелок, поставивший целью искоренять Зло.
Рассказы написано бодренько, без претензий, с колоритно-отвратными второстепенными персонажами и внушительной нечистью. Вполне динамично и кинематографично – мог бы получиться вменяемый сериал типа Supernatural.
А стоил ли еще чего-то ждать от непритязательного бульварного хоррора в антураже Дикого Запада (первый роман которого переделан из того самого сценария)? Разве что поменьше восхваления и занесения в «списки». Правда, кто его тогда в руки возьмет?
Теперь пару слов о «Руках гнева», не имеющих никакого отношения к Джебидайе.
Тут нас ждут короткие рассказы, изрядная часть которых переполнены людской мерзостью, глупостью, жестокостью, ненавистью, похотью, агрессией, психическими сдвигами, оставляя крайне гнетущее впечатление. Это аж никак не классические ужастики, а натуралистичные, добротные истории о худших качествах недосапиенсов. Никаких тебе вампиров и прочей нечисти. Исключительно отборное человечье дерьмецо, выставленное на всеобщее обозрение. Парочка новелл, такое впечатление, оборвана на полуслове. Впечатляет, не спорю, но очень уж грязно.
Благо хватает в сборнике исключений из психолого-морализаторского потока. Типа фантасмагорической небесной акулы, индейско-японских альтернативок, пронзительно-причудливого постапа, саги о автокинотеатрах или непростом камне на пляже. Что дает возможность чуток отдохнуть от людского негатива.
Эрго. «Дорога» достаточно вторичный хоррор на Диком Западе. «Руки» гораздо сильнее, но большей частью оставляют слишком мрачно-гнетущее ощущение от людского негатива. В целом – на любителя.