Лучшее предложение (La migliore offerta/The Best Offer), 2013 — рецензия (обзор)

Экскурсия в мир высокого искусства, или Любовная подделка

Верджил Олдман (Раш) — широко известен в узком мире высокого искусства. Управляющий популярного аукционного дома, устраивающий продажи шедевров, стоящих миллионы. Отличная репутация, глубочайшие знания в сфере живописи, антиквариата. Тонкое понимание работ гениальных мастеров.

Правда, слыл он в кругу знакомых человеком нелюдимым, снобом, никогда не снимающим перчаток в обществе.

Был у Олдамана еще один грешок. Страсть к женским портретам, вышедшим из-под руки выдающихся живописцев. Чтобы заполучить такие портреты, Верджил не гнушался мошенничеством и прямым обманом, с помощью своего старого знакомого Билли (Сазерленд) перекупая картины по заниженной цене.

Однажды на связь с Олдманом выходит таинственная Клэр (Хукс), предложившая ему взяться за продажу антиквариата, оставшегося от родителей. Девушка, страдающая острой формой агорафобии, упорно избегающая появления на людях, вызывает у стареющего аукциониста живой интерес. А затем давно похороненные под спудом чувства.

 

Европейское кино периодически радует благодарного зрителя отличными атмосферными триллеро-детективами. Вспомним хотя бы «Тело», «Невидимый гость/Несчастный случай», «В конце туннеля», «Девушку в тумане», «Во время грозы», «Невиновного«.

«Лучшее предложение» с одной стороны изрядно отличается от этих работ, с другой великолепно ложится в ряд лент, славных хорошей актерской игрой и закрученным сюжетом. Хотя к сюжету La migliore offerta вопросов хватает. Впрочем, обо всем по порядку.

Безоговорочной удачей ленты надо признать актерскую игру Джеффри Раша, создавшего наполненный и привлекательный образ главного героя.

Его Верджил покоряет зрителя с первых кадров. Гениальный искусствовед, человек с самого детства посвятивший себя изучению великих творений. Шикарный профессионал, умеющий мгновенно отличить подлинник от копии. Восхитительно чувствующий живопись, по настоящему наслаждающийся творениями, наполненными светом. Ироничный, чуток высокомерный, не чуждый мизантропии, знающий себе цену. Человек, невзирая на внешнюю холодность, способный на искреннее сострадание, дружбу, сочувствие. Он одинок, но ему хватает общества любимых картин. Персонаж, которым остается лишь восхищаться.

И даже его аферы не способны испортить это восхищение. Да, нарушение закона, да, обман, да, лишение больших денег людей, продающих свое наследство через дом Олдмана. С другой стороны, а кто вам доктор? Если вы в упор не способны опознать настоящий шедевр и доверяетесь наемному спецу? Либо устраивайте дополнительные проверки, либо будьте довольны тем, что получаете.

Остальные актерские работы на фоне потрясающего Раша выглядят бледно и достаточно фальшиво (впрочем, возможно это не «баг» а «фича»).

Клэр (Хукс («Бегущий по лезвию 2049», «Девушка, которая застряла в паутине», «Видеть»). Хрупкая тростиночка, страдающая от весьма неудобной фобии. Вызывающая искреннее сочувствие своим вынужденным затворничеством. Демонстрирующая женскую непостоянность и ту самую «трепетную лань», которую так и тянет защитить от невзгод злого мира. Несколько напоминающая самого Верджила стеной, воздвигнутой между собой и социумом.

Роберт (Стерджесс («Облачный атлас», «Геошторм»). Гениальный механик, прожженный ловелас, ставший для Олдмана учителем в области общения со слабым полом.

Билли (Сазерленд («Время убивать», «Голодные игры», «К звездам»). Соратник Олдмана по аферам, его старый знакомый и товарищ. Художник, не обладающий «внутренним светом», но считающий себя сильным живописцем.

Хватает в ленте тем для размышлений. Тем спорных, способных служить основой для долгих, плодотворных дискуссий.

Где место подлинных шедевров? В музеях, где их может лицезреть общественность, ни черта не понимающая в живописи, заглядывающая в дома муз для галочки. Или в частных коллекциях людей, способных оценить все наполнение работы гения? Людей, искренне восхищающихся каждым мазком кисти? Причем речь сейчас не о нуворишах, кичащихся самим фактом обладания, а о тех, кто искренне понимает искусство.

Есть ли доля подлинности в каждой подделке? И касается ли это утверждение человеческих эмоций, в частности любви? Может ли величайшее чувство на Земле быть подделкой? Можно ли отнести любовь к искусству? Купить ее на аукционе за «лучшее предложение», и пережить величайшую любовную историю? А дружба? Сколько настоящих чувств в отношениях любого человека с товарищами, женами/мужьями, детьми? А сколько искусной имитации? Вымысла?

Приправой к этим размышлениям служит великолепная музыка Эннио Морриконе.

Отдельное спасибо за неторопливое и обстоятельное погружение в мир искусства, причем с точки зрения изысканного ценителя мастерства гениальных живописцев. Обстановка виллы с ее огромным количеством антиквариата. Тайная комната Верджила, подарившая нам шикарный кадр разговора Олдмана и Клэр. Камера  странствующая по женским лицам, наполненным тем самым одухотворяющим светом, несущим в себе идеальный женский образ. Оператору, кстати, респект не только за этот кадр, отработал человек с камерой на отлично.

Теперь о грустном. Самым слабым местом фильма, частенько вносимого в список лучших лент с самым неожиданным сюжетом, стал сценарий.

Осторожно, дальше будут спойлеры, возвращайтесь к этой части обзора после просмотра.

В частности его предсказуемость. Финал, к примеру, читается с первого звонка Клэр.

На первый взгляд комбинация, придуманная антагонистом, кажется тщательно продуманной, расчетливой и тонкой психологической игрой. Однако если присмотреться, перед нами банальная и шаблонная операция, которая без подыграша сценаристов, могла бы сработать не в отношении зрелого умного мужика, а разве что пубертатного подростка, чей мозг полностью капитулировал перед сперматоксикозом (как сказала Катерина: после сцены с застегиванием платья исчезли самые последние сомнения в том, чем закончится фильм). Да, создатели ленты пытаются обосновать действия Олдмана его неопытностью в общении с дамами, но поверить в то, что Верджил в свои 55-60 лет не сможет опознать настолько банальные ходы, не верится абсолютно (фильмов об отношениях мужчины и женщины он не смотрел, и книг тоже, по-вашему не читал? Ан нет, читал!).

Ведь перед нами до одури затертые классические схемы минапуляции. Которые, нужно признать, в ряде случаев до сих пор неплохо работают.  

-Таинственность личности дамы, вызывающей жгучее любопытство.

-Прекрасная незнакомка в беде.

-Трепетная лань нуждающаяся в защите.

-Схожесть характеров и проблем Верджила и Клэр.

-Кризис среднего возраста/седина в бороду — бес в ребро. 

С одной стороны, зачем выдумывать велосипед, если можно просто подобрать типажи и создать благоприятные ситуации? С другой – от столь громко прозвучавшего фильма хотелось чего-то более оригинального.

Вдобавок постановщики не скрываясь «играют за черных», заставляя главгероя растерять мозги задолго до кульминации.

-Как Олдман мог не проверить весь пакет документов перед заключением договора на продажу антиквариата Клэр? Ведь вся комбинация накрывалась медным тазом благодаря обычному запросу в полицию, либо одному разговору в кафе напротив.

-Отчего с самого начала герой столь доверчиво отнесся к внушаемой ему истории, не обращая никакого внимания на несуразности и несоответствия?

-О вдруг возникшем ангельском терпении Верджила, стоически переносящем все выбрыки, манипуляции, капризы Клэр, даже говорить не приходится. Вот такой он у нас золотой человек.

-Откуда у антагониста столько бабла на антиквариат виллы? Да, он не слесарь, но тут речь шла не о тысячах, а о миллионах евро?

Да и с моральной точки зрения ленты вызывает вопросы.

Олдман — хороший цельный мужик, с парочкой несущественных тараканов, ни капли не нуждающийся в пресловутом «духовном перерождении», о котором толкует режиссер. Вся структура «перерождения» могла сработать в отношении того самого нувориша, сгребающего шедевры в нору ради обладания и денег. В отношении Скруджа, либо надменного владельца казино из «Друзей Оушена». Но не в отношении великолепного Верджила Олдмана, страстью, пониманием искусства и тонкостью натуры которого остается лишь восхищаться.

Перерождение скорее требуется другой стороне конфликта, проявившей худшие черты людского характера и ставшей настоящим демоническим антагонистом ленты.

Истинной Любви и дружбы, по-вашему, не существует, товарищ Торнаторе? Лишь подделки той или иной степени искусности? И только человек на склоне лет может по-настоящему полюбить? Печальная философия, не находите?

Эрго. Интересный, но далеко небезгрешный мелодраматичный триллер о мире искусства, с шикарной ролью Джеффри Раша, и темами «на подумать», подпорченный несуразностями сценария.

Режиссер: Джузеппе Торнаторе

В ролях: Джеффри Раш, Джим Стёрджесс, Сильвия Хукс, Дональд Сазерленд, Филип Джексон, Лия Кебеде, Дермот Краули, Кируна Стамелл, Майлз Ричардсон, Линн Суонсон, Максимилиан Дирр

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.