Сквозь кровь и пламя, Кейхилл Р.

Райан Кейхилл «Сквозь кровь и пламя». — М.: Эксмо: Fanzon, 2024 г. Серия: Главные новинки фэнтези и фантастики. Первый роман цикла «Связанные и сломленные».

Типичное фентези по лекалам мэтров, или Дракончик и его человек

Эфирия. Земля, некогда процветающая под справедливым приглядом Ордена дралейдов с их драконами. Но те благословенные времена остались далеко в прошлом. Пал Орден, поддались искушению многие дралейды, а власть захватил маг Фейн Мортем, создавший могучую Лорнийскую империю. Давным-давно никто не видал вольных всадников драконов, независимых от воли Фейна.

До той поры, пока юный Кейлен Браер с друзьями не отправились по хозяйственным делам из родной деревни в ближайший торговый городок.

Случайная встреча в таверне с троицей суровых мужчин и жизнь Кейлена в корне меняется. Вместо работы в отцовской кузне, посиделок с товарищами и попыток завоевать любовь местной красавицы, Браер оказывается в компании тех, кого преследует вся мощь Империи. А заодно становится надеждой для жаждущих сбросить имперское ярмо.

 

Давненько я не встречал настолько классического (кто сказал штампованного?) фентези, пожалуй, со времен Древа. На фоне современных тенденций (от дарка до ориентальных, дворцовых, паро и стим элементов) в Стране Фантазии, ирландец Кейхилл решил создать эпическое фэнтези в ранешнем стиле, написанное по старым лекалам, с изрядным закосом в young adult. Изрядно потоптавшись при этом по плечам гигантов (особенно досталось старине Роберту).

Но беда Райана не только во вторичности, и уж безусловно не в «классичности» его работы: писать романы в духе Профессора и Джордана новым авторам никто запретить не может. А в неторопливости дебюта и недостатке мастерства, чтобы сделать эту плавность завораживающе-увлекательной.

Замысел автора понятен, нас постепенно знакомят с миром, начиная историю в маленькой деревне, имеющей слабые контакты с остальной Эфирией. Затем перемещая в более крупное поселение, увеличивая, раскрывая горизонты происходящего, следом в настоящий город и так далее, включая единственный свободный от империи красочный мегаполис. Не забывая с головой окунать героев в процессе квеста-путешествия в «природную пастораль» (вне конкуренции местный жупел по имени Темнолесье), и снабжать читателя историческими экскурсами, смешанными с политинформацией.

Однако при всем кажущемся многообразии локаций, мир читается слабо, очень уж он шаблонный. Темнолесье невнятное, деревни и городки сливаются в одно целое, разве что вольный город Белдуар чуток выделяется, да место обитания гномов (ну и за Ветроход накинем десяток вистов).

По расам прорывов не ждите. Люди, эльфы, гномы, великаны. Подгорных парней (и не только парней) мы увидим в самом конце (танграровского колориту не густо), эльфы не отличаются от хумансов ничем кроме ушей и долголетия, которое слабо влияет на развитие сюжета (за исключением разве что Тэрина, помнящего времена Ордена). Великаны умеренно большие, вдвое выше среднего гомо сапиенса и легко пользуются магией. Есть еще местные орки по фамилии араки: крупные и с красными глазами. Про них информации негусто: имеют речь, социальные отношения и предводителей-шаманов обладающих вполне реальным чародейством. Зачем бегают? Чего хотят? Сие эльфам неведомо. Нынче регулярно ходят в набеги на людские деревни, а раньше прямо поспособствовали падению пресловутого Ордена.

Из любопытного: убиение человека несет для юных героев некислые моральные терзания. А вот об изничтоженных своей рукой вполне человекообразных араках они как-то не сильно переживают.

Со злодеями ситуация забавная. Все «темность» зловещей Лорнийской империи для обычных граждан заключается не в притеснении свободы, жутких культах или жертвоприношениях. А в поднятии налогов и недоплате за товар. Какое продвинутое злодейское государство, самое святое у народа отбирает — баблишко. А вот при Ордене, как бают, 400 лет назад все было иначе: королевские мытари сами крестьянам доплачивали. А уж попутавшие берега солдаты и обнаглевшие от безнаказанности представители спецслужб это и вовсе исключительно признаки жутко темной империи. А вот при Ордене…

Треть романа составляет затянувшаяся экспозиция. Самым интересным моментом в дебюте книги служит Испытание для юнцов, достигших 18-летия. Оно явно родом из ранешних, первобытных времен: потусить три дня в лесу с одним луком и ножом и приволочь с этого пикника домой шкуру уконтрапупленного хищника. Остальное время – деревенский быт парнишки, которому нечем заняться.

А вот после встречи с троицей бравых мужчин дело начинает идти чуть живее. Время от времени случаются схватки с участием десятков бойцов, не обходится без применения магии.

С ней, кстати, дело поинтереснее. Здешние волшбари работают с Искрой – клубком смеси всех энергий-стихий (4 классические + дух), вытягивая из клубочка как котята, нужные им нити. Сплетая эти самые нити стихий до получения нужного результата. Коим может служить как огненный шар, земной шип, духомеч (индивидуальное магоружие чародея), так и исцеление.

В наличии и самая натуральная злокозненная тварь – некая Тень, сущность-прислужник Бога-предателя (кстати, местный Пантеон упомянут буквально парой слов) вселяющаяся в колдуна в обмен на могущество. Получается крутейший чародей, вот только от личности рецепиента, похоже, остается пшик. Именно у Тени выходит наиболее эффективным образом вставлять героям палки в колеса (точнее между копыт их коней). 

Ну а главной волшебной фишкой романа являются, безусловно, драконы. Точнее дракон, поскольку в первом томе мы увидим одного единственного представителя этого рода. А еще точнее – драконенок, ведь тот самый единственный дракон рождается и растет прямо на наших глазах.

Драконы у Кейхилла не обладают речью (по крайней мере, в молодости), но достаточно умны, а главное крепко-накрепко связаны со своим всадником, коего будущая летучая ящерица начинает искать, еще будучи в яйце. Дралейд и дракон становятся во многом одним целым. Непонятно, что получает от связи дракон, а всадник плюшек отгребает преизрядно. И возможность касаться искры, даже если изначально способностей к магии ноль, и предчувствие ударов во время фехтовального поединка (если зверюга видит бой).

Герои книги сверстаны на среднем, не лучшем, но и не худшем уровне.

Центральный протагонист Кейлен Браер. Обычный парень безо всяких амбиций. Не самый уравновешенный, совершающий ошибки, пугающийся и рефлектирующий. Теряющий близких, набивающий шишки, постепенно взрослеющий. Случайно оказавшийся в эпицентре событий, способных изменить мир. Кейлен – средний во всем. Весьма сложно отыскать хоть какую-то яркую индивидуальную черту. Напрочь не умеет стрелять из лука, зато подает надежды как мечник? Ну разве что.

Его двое лучших друзей, фактически братьев. Данн – балагур и весельчак, неравнодушный к медовухе, явно в будущем проявит умения общения с животными. Рист – любитель книг, потенциальный маг и, вполне возможно, иуда. Скука, разбойники. В наличии также сестра ГГ, которая «приключается» отдельно от остальной компашки.

Эйсон Вирандр с сыновьями Эриком и Даленом. Экс-дралейд, не оставивший идеи отомстить императору и попытаться возродить Орден. Кстати, он же у нас вроде не эльф, а живет «як за батька»?

А вот и эльф — Тэрин Эйлтрис маг и бард-сказитель, возрастом старше империи, у которого к Фейну тоже длинный-предлинный счет.

И антагонист – маг Фарда, исполняющий, по его мнению, волю судьбы и богов, посредством подбрасывания монетки перед принятием решений. Вот о Фарде я бы с удовольствием почитал поболе. Самый живой персонаж.

Язык на троечку, местами с плюсом, местами с минусом.

Любит автор начинать потенциально интересные арки, довольно скоро забывая о них напрочь. К примеру, казалось, что отношения Кейлена с Эриком перерастут в настоящую крепкую дружбу. Ан нет.

Потешна ситуация с названиями живности. Медведь остался медведем. Волк стал волкобразом, причем один раз в начале книги назван волком (может глюк перевода?). Вместо лесных котов – кэты. Высшего уровня лингвистические игры, право слово.

Эрго. До зубовного скрежета классическое эпическое фентези, чрезмерно неторопливое, вторичное и шаблонное. Есть интересные моменты, но их негусто.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.