Энтони Райан «Песнь крови». — М.: Эксмо, 2014 (первый роман цикла «Тень ворона»)
За Веру, Януса и Королевство! Или Мятущийся герой
Ваэлин Аль‑Сорн. Меч Королевства. Юный Ястреб. Бераль‑Шак‑Ур. Убийца Светоча. Воин. Полководец. Захватчик.
Герой для одних и самый ненавидимый человек для других.
Вернье Алише Сомерен, императорский хронист, искренне желал смерти этому варвару с севера. Ведь Светоч был не просто лучшим из альпиранцев, но и другом Вернье.
И теперь именно Сомерен сопровождает Аль‑Сорна к месту его смерти. Точнее к месту поединка с лучшим клинком на Островах.
А во время плавания узнает настоящую историю Ваэлина Аль‑Сорна. Сына Владыки битв. Послушника Шестого ордена, посвятившего себя сражениям ради защиты Веры и Королевства.
Историю, показавшую Вернье что все далеко не так просто, как ему виделось поначалу.
Энтони Райан один из современных зарубежных фантастов, о которых известно немного. Даже настоящее имя покрыто мраком (Anthony Ryan – псевдоним). Просто жил себе да был некий мужчина, трудился на госслужбе в туманном Лондоне. Вроде родился в Шотландии. Вроде заканчивал исторический факультет.
То, что мы знаем точно, то что «Райан» оказался весьма упрямым малым. Сперва шесть лет работы над «Песнью крови». Затем облом с печатными издательствами и попытка пробиться через электронные ресурсы.
Тут пошло живее, потихоньку подключились и проснувшиеся издатели.
Нынче на счету Энтони трилогия «Тень ворона», новый начатый цикл, и огромное количество планов. Благо после успеха «Тени» можно было позабыть о госслужбе и полностью посвятить себя литературе.
Blood Song, первый роман трилогии, с одной стороны оказался похожим на многочисленные героические эпосы, как пирожки вылетающие из-под пера авторов фентези.
С другой – местами получился более глубоким, и, как для жанровой литературы, — достаточно нестандартным.
За классическую сторону героики у нас отвечает главный герой. Великолепный фехтовальщик. Отличный полководец. Воспитанник одной из самых опасной организаций во всем мире – Шестого ордена. Честный, благородный, глубоко моральный человек. Вдобавок открывающий в себе еще одно дополнительное достоинство.
В общем, будем честными, протагонист крут и немерян.
Если бы Райан ограничился описаниями похождений этого выдающегося образца человеческой расы, браться бы за «Песнь крови» я бы не советовал.
К счастью у Энтони хватило таланта взлететь с тем грузом в лице благочестивого Ваэлина, который он сам на себя навесил.
Во-первых, Аль‑Сорн достаточно умен, чтобы понимать нюансы обустройства условно средневекового Королевства, и трезво относится к действиям власть имущих.
Во-вторых, он действительно хороший, искренне верящий человек, и убийства не доставляют ему ни малейшего удовольствия, а понятие долга знакомо не понаслышке.
И как раз долг доставляет ему самую большую кучу неприятностей. А оставаться в гармонии с собой, забрав столько человеческих жизней, становится все сложнее.
Этот конгломерат качеств дает нам недетскую внутреннюю борьбу внутри мятущегося персонажа.
При том, что мы будем вместе с Ваэлином практически с детства (периодически Райан «делает монтаж» в своей истории, перескакивая пару тройку не особо существенных для развития героя лет), и сможет проследить вся эволюцию этого человека досконально.
Плюс автор уделил свое драгоценное внимание не только главному герою, поселив вокруг нескольких действительно интересных персонажей.
И если братья Ваэлина по ордену, его наставники или целительница Шерин хорошо прописаны, наделены индивидуальными чертами, выглядят достаточно объемно, но не особо выделяются на фоне своих фентезийных коллег. То принцесса Лирна и король Янус достойны зачисления в золотой фонд образов из фантастической литературы.
Принцесса, конечно же, прекрасна, изыскана, но при этом еще и чертовски умна. Она недовольна ожидающей ее участью «киндер кюхен кирхе», и активно пытается участвовать в политических играх Королевства.
Янус, в молодости объединивший четыре разобщенные провинции в единое государство, представляет собой ярчайший образец продвинутого властителя-политика. Он коварен, неглуп, опытен, беспринципен, отлично разбирается в людях и великолепно знает, как их использовать.
При этом он далеко не идеален, и допускает ошибки. Самой большой из которых стала авантюра с вторжением.
Кстати, не такой уж частый прием в фентези – большая людская межгосударственная война. Обычно конфликты происходят внутри державы, или в них сталкиваются разные расы.
Не Черный властелин. Не самоуверенный индюк на троне. Не благородный повелитель. Скорее типичный политик, пускай и со средневековым налетом.
Фактически Райан смешивает у себя в книге приемы из классической и столь любимой народом в последнее время черной фентези. Что добавляет роману мрачных тонов и нотку безнадеги.
Также на эти жернова льет воду активно поднимаемая в Blood Song тема Веры. Вера Королевства совмещает прямую аллюзию на христианство со своими вполне оригинальными и интересными наработками.
У Райана нет как такового Бога и Церкви, зато наличествуют Ордена, каждый из которых занимается исключительно своим делом. Второй бдит. Третий сохраняет. Четвертый ловит. Пятый лечит. Шестой калечит. Вот только так и не понятно чем занимается Первый?
Работы у Орденов хватает. Ведь помимо официальной в Королевстве Веры существует еще провинция Кумбраэль со своей собственной религией и изрядное количество еретических течений. Не забудем об Отрицателях, поклоняющихся Тьме. Некоему аналогу магии.
Местных нордических эльфах — сеорда-силь. И варварах индейской наружности – лонаках.
В общем, скучать не придется.
Автор в меру отсыплет нам приключений, погонь, схваток, битв и опасностей. Начнет плести вязь повествования с романа взросления, проведет через становление героя, окунет в болото сомнений, завернет в паутину интриг, бросив потом прямиком в пучину большой войны.
При этом не забыв оставить немалую интригу на будущие два тома.
Теперь о недостатках.
О нюансах приема с изложением одного героя другому истории своей жизни я уже писал в обзоре «Имени Ветра» Ротфусса (читаем тут http://perekat.kiev.ua/имя-ветра-ротфусс-imja-vetra-rotfuss/ ), и повторять смысла не вижу.
«Детский» дебют вполне можно было подсократить. Периодически возникают вопросы по поводу психологического обоснования действий героев. Порой братья Ордена веду себя чересчур по-мазохистски. А сам Ваэлин с какого-то перепугу взваливает на себя все более тяжелую ношу, не успев нормально донести предыдущую.
Местами спотыкаешься о странноватые языковые конструкции, патетичные диалоги (особенно в изложении Братьев), иногда о явные анахронизмы (юридическое обоснование захвата имперских городов). Многие аспекты мира не раскрыты, низший и средний класс Королевства практически не фигурирует в действии. Государственная машина описана очень условно.
Но, невзирая на эти моменты, роман Райана вышел на удивление затягивающим и увлекательным. Способным обеспечить вам пару интересных вечеров в компании мятущегося Ваэлина и остальных жителей Объединенного Королевства.
Эрго. Интересное героическое фентези в средневековом антураже. Не особо позитивное по настрою, но захватывающее по изложению. Причем, что отдельно радует, не без морали.