Разрабы (Devs), сериал, 2020

Ода детерминизму, или Думайте о последствиях

Программист Сергей Павлов (Глусман), сотрудник частной IT корпорации «Амайя», достиг, наконец, желанного повышения. Ему предложили перейти в отдел «Разрабов». Отдел, о котором среди других работников «Амайи» ходили легенды.

Однако, как оказалось, Сергеем двигало не только желание карьерного роста.

Его девушка, инженер Лили Чан (Мидзуно), трудящаяся в той же корпорации, не собиралась интересоваться секретами руководства и загадочными Разрабами. Однако, обстоятельства сложились таким образом, что Лили оказалась замешана в тайны «Амайи» и ее основателя Фореста (Офферман) по самые уши.

Тайны, способные перевернуть людское представление о возможном.

 

Ленты, посвященные IT компаниям и гениям, двигающим вперед научно-технический прогресс («Сфера» (http://perekat.kiev.ua/сфера-the-circle-2017/ ), «Из машины» (http://perekat.kiev.ua/из-машины-ex-machina-2015/ ), получаются разного уровня качества, но все равно привлекают внимание зрителя.

Devs оказался качественным проектом, способным порадовать целым рядом приятных моментов.

Психоделикой происходящего. С первых кадров постановщики с помощью музыки, цветов, мигающих огней, гигантской фигуры девочки, картинки в целом, создают атмосферу легкой фантасмагории и психодела. Затем мы знакомимся со сносящей крышу лабораторией Разрабов. Их проектом. Нас весьма быстро огорошивают серьезным сюжетным твистом, закручивающим интригу до предела. Добавляют в блюдо резкие, некомфортные переключения между героями.

А вот таинственность сюжета, ставшая в дебюте еще одной интересной фишкой, держится лишь неполных пару серий. Взамен создатели сериала активно развивают фантастическую линию, основанную на концепции детерминизма. От игр с прошлым и будущим особых спецэффектов не ждите, гигантским бюджетом сериал не обладает, зато она подбросит зрителю немало пищи для ума. От вполне научных размышлений о квантовой физике, причинно-следственных связях. До теории мультивселенной, множества реальностей, возникающих после наших решений, возможности чего-либо существовать в нескольких местах одновременно. Даст возможность подумать о том, можно ли дважды войти в одну и ту же реку, о «трамвайных путях» предопределенности, случайных событиях, их отсутствии, любви, ее влиянии на наши жизни, свободе воли или фиксированности будущего, выборе и его последствиях. Правда, безоглядная вера увиденному на большом красивом экране  и готовность действовать исключительно в соответствие с «генеральной линией партии» вызывает некоторое удивление. Откуда такая доверчивость? Только Лили молодец! С этой линией связана целая серия флэш-беков, дарящих чудные кадры наглядной демонстрации многообразия линия реальности (особенно ярко это проявляется в момент аварии, впрочем, столпотворение в комнате Лили тоже хорошо).

Еще одной основополагающей темой проекта становится шпионская арка, вызывающая воспоминания о шикарном «Контрмире». Промышленный шпионаж, русские оперативники, «бондовские» часы,  считывающие программный код, смертельные поединки в подземном гараже, конспиративные встречи в туманном городе.

Сюда же вплотную прилегает концепт противостояния одиночки и корпорации. Но даже он подан нетривиально. Ведь перед нами не просто беспринципная и аморальная организация, верхушка которой думает лишь о сверхприбылях. Скорее поединок человека и части структуры этой самой организации, отвечающей за безопасность. А руководители корпорации, отнюдь не являясь ангелами (но не превратившись в классических «небожителей», которым плевать на сограждан), стараются максимально уменьшить число жертв. Мы видим инерцию структуры, ведь приняв решение использовать незаконные силовые методы, остановиться не так-то просто, одно цепляет другое, последствие следует за последствием. Фактически, перед нами еще одна иллюстрация «научной» арки сериала.

За расследованием Лили также наблюдать волнительно и тревожно. Людям свойственно «болеть» за слабейшую сторону, и Соноя Мидзуно («Из машины», «Ла-Ла Ленд», «Аннигиляция») делает все, чтобы сопереживание ее героине цвело и пахло. Тонкая изящная женщина, попавшая в сложную ситуацию, не побоявшаяся бросить вызов организации, пытающаяся разобраться в судьбе любимого. Умный человек, способный инженер, «дружащий» с цифрами. Правда, беззастенчиво пользуется услугами парня, которого пару лет назад бросила, подводя его под монастырь, но кто из нас не без греха.

Ее главным антагонистом и воплощением бездушной системы становится демонический «безопасник» Кентон (Гренье («Секретные материалы», «Дж. Эдгар», «Робокоп», «Черный список») с его пустым, змеиным взглядом. Невысокий мужик с брюшком, отнюдь не Шварц, бывший ЦРУ-шник, готовый сделать все, что потребуется для решения проблемы. Безжалостный убийца, творящий свое дело с неотвратимостью танка. Профессионально, без эмоций.

Форест (Офферман («Фарго») – основная движущая сила сюжета. Основатель корпорации, человеку у которого денег больше, чем у бога. Человек, соперничающий с Создателем (обратите внимание на световые «нимбы» на деревьях). Переживший страшную трагедию и винящий в ней себя (хотя, как на меня, зря). Одержимый мужчина, чуток поехавший мозгом, напролом идущий к своей цели, изрядно страдающий из-за методов, которые приходится использовать. Отличный инженер и шикарный организатор. Да, его мотивация, если подумать, банальна донельзя, но частенько именно такая приводит к великим открытиям и громким злодействам.

А ведь есть еще непутевый Сергей (Глусман), «свидетель» судового процесса Кэти (Пилл) и верный рыцарь Джейми (Ха).

Актеры вроде как не демонстрируют суперяркой внешней игры, но создают достаточно емких и запоминающихся персонажей.

И, конечно же, стоит отметить тему общества и прогресса, который символизируют именно IT компании, «заполучившие слишком много власти». А также отношение к ним обывателей. Отношение, по мнению постановщиков, начавшее меняться от восторга к неприятию, испугу (и то верно: понапридумывают тут ИИ всяких, а от них как не безработица, так Скайнет). Не зря всплывают пресловутые «луддиты».

Вишенкой на торте выступают красоты Сан-Франциско. Города, ставшего одним из главных героев сериала. Мы увидим Фриско в самых разных состояниях. Днем, ночью, ранним утром и в обжигающий полдень. Подивимся его рассветам, закатам, туманам, высоткам и обычным кварталам. Без знаменитых Золотых Ворот нас тоже, понятное дело, не оставят.

Эрго. Приятное размышление о человечности, науке, одержимости, прогрессе, выборе, свободе воли, последствиях поступков, причинно-следственных связях, теории мультивселенной, в антураже корпоративно-шпионских игр с легким налетом фантастики.

Режиссер: Алекс Гарленд («Из машины», «Аннигиляция»)

В ролях: Соноя Мидзуно, Ник Офферман, Джин Ха, Элисон Пилл, Зак Гренье, Кэйли Спэни, Стивен Хендерсон, Карл Глусман, Зи Инсектс, Джефферсон Холл

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.