Макс Барри «Лексикон». — М.: Эксмо, 2015 г. (Серия: Misterium)
Поэтическое воздействие или Слово, нарешті ти твердая криця
Что такое слово? Признак разума? Набор гласных и согласных букв? Удобный способ коммуникации? Орудие пропаганды?
Или инструмент, с помощью которого можно заставит человека сделать все что угодно?
Эмили, молодая девушка с улицы, зарабатывающая на жизнь ловкостью рук, обманывая простаков во время карточных игр, вряд ли задумывалась о таких высоких материях.
Как и плотник Уил, прилетевший из Чикаго и столкнувшийся в туалете аэропорта с парочкой загадочных типов.
Но так уж повелось, что именно им предстоит узнать настоящую силу слова.
Эмили, попавшей в школу таинственной Организации для особо одаренных детей, где из питомцев делают Поэтов, тех, кто способны принудить человека исполнить любое свое желание.
Уилу, зачем-то срочно понадобившемуся этим самым Поэтам. Причем не только официальным представителям Организации, но и оппозиции, существующей в ее рядах.
Что их объединяет?
Неужто трагедия в далеком австралийском Брокен-Хилл?
Трагедия на первый взгляд абсолютно не связанная ни с чем необычным. Обыденный разлив химикатов.
А если необыденный и вовсе не разлив?
А если случившееся в Брокен-Хилл, и то, что после этой трагедии остался выживший, может иметь серьезные последствия не только для Организации, но и для огромного количества людей?
Кто такой Макс Барри? Начнем с того, что это крайне редкий на наших просторах зверь — представитель австралийского писательского цеха.
Первый его роман увидел свет в 1999-м, и сразу объявил о приверженности Макса к сатирическому взгляду на жизнь. Второй книгой Барри отступил от описания реального мира, и с тех пор чередует социальную сатиру с фантастическими зарисовками.
Наш сегодняшний герой, Lexicon стал уже третьим романом Макса, переведенным на русский, и первым, собравшим недурной урожай положительных отзывов.
Пожалуй, не зря. Книга оказалась интересной как по форме, так и по содержанию.
Что касается первого, Макс весьма удачно смешал в «Лексиконе» целую уйму жанров.
Тут вам и напряженный детективный триллер, когда поначалу ничего не понятно, но жутко интересно, и события проясняются постепенно, как изображение на фотобумаге.
И история взросления на фоне столь любимого в последнее время с легкой руки Роулинг «магического» университета.
И зомби-апокалипсис в отдельно взятом городишке.
И квест по достижению проклятого места.
И довольно глубокая социальная фантастика.
И яркая лав-стори.
И актуальные психологические исследования.
И природные австралийские зарисовки, бросающие нас в печку Пятого континента.
В общем, своим лакомством Барри заманивает самые разнообразные типы читателей.
К счастью, угощение оказывается не только визуально привлекательным, но и вполне питательным.
Причем я сейчас говорю даже не об интриге, поддерживаемой большую часть романа. Или нескольких событиях, переворачивающих восприятие происходящего с ног на голову. Или неплохом уровне саспенса, способном поспорить с работами Короля Ужасов (чье влияние на Барри временами весьма заметно). Или фантастическом допущении, не особо притянутом за уши, а скорее творчески развивающем реальные практики.
А об идейном посыле Lexicon.
Макс не очень-то любит современный мир, и считает путь его развития далеко не идеальным. Показывая, к чему могут привести нынешние тенденции оболванивания масс (не скатываясь при этом в откровенную антиутопию).
Организация из романа – это высшая форма развития пропагандистской конторы, соединившей в своей работе лучшее, что было придумано за долгие годы развития человечества.
Начиная от индивидуальной работы с клиентом, поначалу напоминающей магию, но затем раскрывающейся перед нами как научная дисциплина. С сегментированием людей (на 200 с лишним типов, с этой цифрой уже хоть как-то можно согласиться), долгим обучение Поэтов, работой со словами, приучиванием к ним своего организма.
И, конечно же, массовыми методиками влияния на гомо сапиенс. Основанными на все тем же сегментировании, но благодаря интернету находящими свои цели быстрее и в огромных количествах.
Да за влияние на такую Контору любой правитель Земли не задумываясь отдал бы родную мать, правую почку и пол государственного бюджета. Куда там Сталину с его допотопной «Правдой»!
В мире Макса это давным-давно пройденный этап. Встречаются еще «диссиденты», способные на критическое восприятие реальности. Но с развитием интернета, и его освоением конторами, подобными Организации, их все меньше и меньше.
Немного работы по сегментизации, и люди покупают, что скажут, читают, что скажут, голосуют за кого скажут.
Делают, что скажут.
В этом контексте не совсем понятна нездоровая увлеченность Поэтов «элементарным словом». К чему вам пещерные методики, пусть весьма эффектные, если к вашим услугам все достижения современной науки?
Поначалу Барри не показывает выхода из складывающейся западни. Чувства? Эмоции? Моральность? Привязанность? Поэты — здешние суперлюди давно отказались от этих атавизмов, лишь пробивающих дыры в их тщательно лелеемой броне.
Но со временем автор находит то, что способно состязаться с всемогущей Организацией. То, что сильнее любого навязанного извне императива. То, что позволяет нам оставаться людьми.
Вы уже поняли, о чем говорит Макс?
Правильно, это Любовь.
Банально, скривитесь вы. Сколько можно, фыркнете вы.
Да сколько нужно – ответят вам десятки писателей, с ужасом созерцающие современные тенденции «развития» человечества. Сколько нужно для того чтобы понять – лишь Она действительно может спасти гомо сапиенс.
Это же элементарно.
Эрго. Интересный проект, за нагнетанием обстановки, погонями и научным колдунством, искренне беспокоящийся о будущем человечества.