Один из самых известных европейских комиков. Дебютировавший на сцене в пять лет. Выбравший призвание совсем в юном возрасте, и всю жизнь целеустремленно идущий по избранному пути. «Эсмеральда с лицом Квазимоды». «Первый посол французской культуры». Рыцарь Ордена Искусств и Литературы.
Он появился на свет 8-го мая 1903 года, в день святого Дезире в Марселе. Отец Фернана, Дени, работая банковским служащим, тем не менее, не был чужд искусству. Его хобби стали выступления в местных концертных кафе. К пяти годам состоялся и дебют самого Жозефа. Дуэтом с младшим братом на сцене театра «Шав». В школе у мальчишки появляется кумир – известный комик Полен. Именно тогда Фернан твердо решает смешить людей.
Затем пришло время попробовать себя и в роли шансонье. В конкурсе шансонье-любителей, организованном парижской газетой «Комедия», Жозеф занимает второе место среди почти ста участников.
Казалось вот он – миг славы! Однако он продлился недолго. Уже через год в судьбу Фернана впервые вмешалась война. Отец уходит на фронт, а наш герой остается за добытчика хлеба насущного. Пение пришлось ограничить, и Фернан героически пробует работать в банке, на мыловаренном заводе и кредитном обществе. Оказалось, что он не приспособлен «к коммерции и сидящим профессиям». Благо вскоре с войны пришел Дени, и Жозеф смог вернутся к эстраде (по дороге обнаружив, что к физическому труду душа тоже не лежит).
В 19 лет он подписывает свой первый профессиональный контракт – с кабаре «Эльдорадо» в Ницце. А также женится на Анриэтте Манс, в честь которой и становится Фернанделем (что означало «её Фернан»).
В 1925 уже сам Дезире становится солдатом. Не в последний раз.
По окончании службы, после ссоры с импресарио, ему вновь приходится вернуться на столь нелюбимый мыловаренный завод. Семью надо было кормить. Однако «в книге судеб было записано, что я не должен закончить свои дни в мыле». Сперва ему предлагает контракт театр «Парамаунт», а следом — парижский театр-кабаре «Бобино».
Тем временем в кино приходит звук, и туда начинают требоваться артисты, бойко (а главное правильно) владеющие языком. Фернандель просто не мог разминуться с кинематографом.
Его дебютной лентой стала короткометражная «Лучшая нянюшка» (1930) Марка Аллегре. Отныне кино и Фернандель – неразделимы. Бывало, что он принимал участие в 15 (!) проектах за год.
Историки кино отмечают его роли в комедиях «Садовник госпожи Юссон» (1932), «Забавы эскадрона», «Полковой петух» (1933), «Поезд в 8.47» (1934), «Один из легиона» (1935), «Ловкачи из одиннадцатого округа» (1936), «Франсуа Первый» (1936).
В 1937 драма о переосмыслении прожитого «Бальная записная книжка» Жюльена Дювивье берет приз на Венецианском фестивале.
В следующем году Марс достает Фернанделя еще раз. «Странная война» с Германией. Затем капитуляция. Слава Богу, принять участия в боях Жозефу не пришлось.
Вторая мировая больно ударила по Франции (как впрочем, и по всей Европе). Смеяться не хотелось, и карьера Фернана переживает определенный упадок. Ему даже приходится самому садиться в режиссерское кресло. «Простак» (1942), о дурачке – талисмане всей округи, «Адриан» (1943), «Адемар, или игрушка судьбы» (1951). Три ленты, созданные нашим именинником в качестве одновременно постановщика и главного актера.
Постепенно ужасы войны забывались, а вместе с нормальной жизнью к людям возвращалась жажда юмора. А с ней в гору вновь пошла карьера Фернанделя.
В 1951 мир впервые встречает пастора дона Камилло, в «Маленьком мире дона Камилло» Жюльена Дювивье. С полюбившимся героем зритель встретится еще шесть раз на протяжении девятнадцати лет.
В 1952 году Фернанделю вручают розетку Почётного легиона и медаль «За гражданские заслуги». В то же время он становится знаменитым по всей Европе, получая ироничное прозвище «первого посла французской культуры», неоднократно уносит домой отличие лучшего комика Франции — премию Куртелена.
А на большом экране зритель наслаждался его монахом Монком из «Красной харчевни / Красной гостиницы» (1951).
Али-Бабой из «Али-Бабы и сорок разбойников» (1954).
Шестью персонажами, отцом и близнецами семейства Сен-Форже из «Таких разных судеб» (1954).
Слугой великого любовника из «Нового Дон Жуана» (1956).
Неожиданными приключениями коммивояжера Поля Вердье в «Под небом Прованса» (1956). Антуаном из вариаций на тему О’Генри «Большой начальник / Главарь / Вождь краснокожих» (1958).
Фердинандом Пасторелли из криминальной комедии «Закон есть закон» (1958).
Всевышним (или сумасшедшим?), из кино в новеллах на тему ветхозаветных истин, с шикарным актерским составом «Дьявол и десять заповедей» (1962).
Альбертом Римольди из детективной комедии «Убийца из телефонного справочника» (1962). Фернаном Жувеном из забавной семейной истории «Муж моей жены» (1963).
Контеном из драматичного рассказа о несбывшихся надеждах «Путешествие отца» (1966).
Последней его работой в кино стала «Счастлив тот, кто подобен Уллису» (1969), о конюхе Антонэне, которого хозяин вынуждает отвести ненужного старого коня для участия в боях с быками.
Умер Фернандель 26 февраля 1971 года от рака. Как раз в то время, которое он отвел себе для выхода на отдых.
Он сыграл более чем в 150 фильмах. Его «лошадиную» улыбку знал весь мир. А сам Контанден говорил: «У меня зубы лошади и глаза собаки!». Без него не было бы ни французской комедии, (какой мы ее знаем), ни Бурвиля, ни Луи де Фюнеса, ни Ришара. И мир стал бы гораздо тусклее.
«Я не знаю почему, когда я говорю, люди смеются
Я не знаю почему, так было всегда…»
Фернан Жозеф Дезире Контанден