Главная звезда первого показанного в СССР фильма про кунгу-фу. Икона для поклонников восточных единоборств. Обладатель пять золотых медалей в чемпионатах по ушу уже к 11 годам. Единственный настоящий боец в современном кино. Человек, отказавшийся от съемок в «Матрице». Переживший цунами. Посол доброй воли Всемирной организации здравоохранения и Красного креста.
Ли родился 26 апреля 1963 г. в китайском Пекине. В восемь лет пацан впервые познакомился с тем, что принесет ему всемирную славу. Ушу. Оказалось у мальчугана дар. А когда к нему прибавились фактически каждодневные тренировки, результат оказался просто великолепным. Уже через год Ли берет приз на национальном чемпионате по ушу, а в 1974 проходит отбор в Национальную сборную страны. Которой предстояло демонстрировать свое мастерство в цитадели демократии Соединенных Штатах Америки. Для одиннадцатилетнего подростка это было событие. И лицом в грязь перед буржуями наш герой не ударил. Сам Ричард Никсон рукоплескал молодому спортсмену.
Дальше было еще множество побед на чемпионатах, золотых медалей, первых мест и зарубежных поездок, пока на одном из соревнований на юного мастера не обратил внимания режиссер картины «Храм Шаолинь» (1982). Ли шел всего лишь девятнадцатый год.
История Цзи Юаня, изучающего боевые искусства в монастыре Шаолинь, и мстящего злобному генералу за убийство своего отца, стала хитом в Китае и дала зеленый свет еще двум продолжениям: «Храм Шаолиня 2: Дети Шаолиня» (1983) и «Храм Шаолиня 3: Боевые искусства Шаолиня» (1986). А также прославила Ли Ляньцзе. Правда уже под прозвищем Джет Ли (Jet — «реактивный»).
Нам же этот цикл дорог тем, что именно он стал первым дошедшим до Союза фильмом о кунг-фу ( в 1989 году 15-минутные нарезки из него, идущие в телеальманахе «Вокруг света», приковывали к экранам всю молодежь от 8 до 80-ти).
В 1986-м Джет предпринимает попытку овладеть режиссерской премудростью. «Рождённый защищать». Не совсем понятно почему, но эта лента о плохих захватчиках-американцах (!) в Китае (сам выбор оппонента заслуживает на уважение) и простом солдате, побеждающем подлецов в честных (и не очень) поединках, вызвала волну критики на родине, и напрочь отбила Ли охоту заниматься режиссурой. Хотя, казалось бы, качественный боевичок, с хорошими драками, чего вы взбеленились то?
Зато на актерском поприще у Джета все шло более-менее пучком. Сперва по картине в год, а после особо успешного «Однажды в Китае» (1991), где Ли играл легендарного мастера кунг-фу и врача Вонг Фей Хуна, и по несколько проектов.
Ленты без особых прорывов, но не ниже уже заданного уровня. Хорошие качественные боевики для любителей единоборств. Точка.
Так продолжалось аж до 1998 года. В котором у Джета Ли состоялось целых два дебюта. Первая лента в Голливуде, и первый отрицательный герой в карьере. «Смертельное оружие 4» (обзор «Оружия» тут). Ух и нелегко же пришлось Мелу Гибсону! Персонаж Ван Сина Ку (в исполнении Джета) заставил Мартина Риггса вместе с напарником (я слишком стар для этого дерьма!) Роджером Мюрто (Гловер) приложить нечеловеческие усилия для выживания в противостоянии с Триадой. И заодно открыл нашего именинника для Америки.
Так начался самый плодотворный период в творческой карьере Ли. Вспомним самые интересные картины артиста в 21 веке.
«Ромео должен умереть» (2000), где на фоне столкновений китайских и негритянских бандитов, бывший полицейский Хан ищет на американской земле убийц младшего брата. Ради этого фильма, актер, кстати, отказался от роли в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе».
«Поцелуй дракона» (2001), лучшая, на мой взгляд, работа Джета в американский период. Китайский разведчик Лю Сюцзянь, приезжает в Париж, чтобы помочь местным копам в поимке своего соплеменника-наркоторговца. Однако коррумпированный инспектор Жан-Пьер Ришар, как оказалось, не особо нуждается в этой самой помощи. Фильм получился до краев наполненным зубодробительным экшеном и шикарно поставленными боями. Причем без всех этих китайских штучек, плюющих на гравитацию с Эйфелевой башни. Плюс еще и Сирил Рафаели (будущая звезда «13-го района») в роли одного из боевых близнецов.
«Противостояние / Единственный» (2001), фантастическая лента о межмировом преступнике Ю-Лоу, стремящемся убрать всех своих двойников в параллельных мирах. По-прежнему зрелищно, но весьма сумбурно.
«Герой» (2002), проект абсолютно в стиле «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» (и отчасти задуманный как ответ этой картине). Красочный, сочный, многогранный… и абсолютно нереальный с точки зрения физических законов.
В 2004 Джет Ли сталкивается в поединке с разбушевавшейся стихией и вновь выходит победителем. Цунами на Мальдивах, где актер отдыхал с дочерью. К счастью отделался довольно легко. Всего лишь травма ноги.
Следующая картина явно несла на себе отпечаток пережитого. «Дэнни Цепной пес» (2005), где Джет попытался выбраться из-под амплуа исключительно актера действия. Лента вышла мрачной, депрессивной и жестокой. И показала, что Джет Ли не только боец, но и весьма неплохой артист. Жаль, что этого, похоже, никто так и не оценил. После ««Бесстрашного» (2006), актер даже заявил, что больше не будет сниматься в фильмах, связанных с боевыми искусствами. Однако оказалось, что выбраться из наезженной колеи не так то и просто.
Что только подтвердили батально-исторические «Полководцы» (2007) (номинация на «Лучшую мужскую роль» Азиатской киноакадемии). Подростково-фентезийное «Запретное царство» (2008), где Джет снялся еще с одной легендой мира единоборств – Джеки Чаном. Очередная «Мумия: Гробница Императора Драконов» (2008). Ностальгические «Неудержимые» (2010) Сильвестра Сталлоне.
Особняком стоит лишь «Океан небес / Рай океана» (2010). Трогательный, добрый, печальный, искренний, полный любви и гармонии фильм, об отце, умирающем от рака, на руках у которого сын-аутист. Я уже говорил, что Джет Ли хороший артист? Так вот, после этой ленты исчезли последние сомнения.
К сожалению, дальнейшего развития эта сторона его актерской натуры пока не получает.
«Чародей и Белая змея» (2011), романтическая сказка о любви змеиного духа к человеку. «Врата дракона» (2011), приключенческий боевик о искателях сокровищ. Вторые «Неудержимые», где у Джета небольшой, но динамичный эпизод в самом начале. И никуда без единоборств. Пока.
Люди стареют, и уже не так легко, как в молодости, выкладываться на полную катушку при постановке очередного боя (тем более, когда не привык халтурить). А уж если чувствуешь в себе способность играть серьезные драматические роли (и несколько примеров прямо подтверждают твое чутье), то годами нарабатываемый имидж становится уже не лестницей в небеса, а тяжелым грузом, тянущим в болото.
Джет может гораздо больше, чем то, что показывает сейчас в бесконечных китайских героических боевиках. И очень бы хотелось посмотреть на Ли, когда он наконец раскроет весь свой недюжинный актерский потенциал. А рано или поздно оно так и будет.
Ведь даже цунами не под силу остановить Реактивного Ли.
Спасибо, потрясающий человек. Посмотрю «Океан небес…».спасибо за наводку и за отличный пост.
всегда пожалуйста) заходите в гости почаще)
Замечательно, Юрыч! спасибо.
Про «Океан небес / Рай океана» (2010) ранее не слышал. Заинтригован.
Любопытно, у тебя здесь уже мелькал обзор/рецензия на такого гения китайского кино, как Чоу Юньфат? Если нет — то это намёк. Право, он того стоит!
благодарю за наводку))
Спасибо за ликбез))). Сегодня же в ночь посмотрю «Океан небес…», если найду в интернете.