Некиногеничный любимец публики. Юрий Яковлев.

JakovlevЕго актерскому диапазону можно только обзавидоваться. Начинал как офицер (красный, а затем и белый), князь и великолепный гусар, затем играл «наших соседей», опять аристократов, царей, следователей, докторов философии, отцов, писателей и фельдмаршалов. И это только часть из сотворенных им без малого 90 персонажей.  Каждое его появление на экране становилось праздником для зрителя. А он улыбался несмелой улыбкой, и дарил нам радость.

Будущий всенародный любимец появился на свет в Москве 25 апреля 1928 года. Во время войны побывал в эвакуации в Уфе (где даже в совсем юном возрасте поработал в больнице), по возвращении окончил вечернюю школу. Затем отдал дань первой любви своей жизни – автомобилям (работа поммеханика в гараже).

В 1948 Юрий пробует поступить во Всероссийский государственный университет кинематографии, знаменитый ВГИК. Провал. Но, даже услышав жестокое «некиногеничен», парень не отчаялся. Со следующей попытки его «альма-матер» становится не менее знаменитое Театральное училище им. Б. Щукина. Учился юноша не ахти и если бы не известная актриса и педагог Цецилия Мансурова (ведущая курс Яковлева), вполне мог и вылететь. Мансурова оказалась действительно хорошим учителем. В 1952 Юрий оканчивает «Щуку» и становится артистом Академического театра им. Вахтангова. Их союз продлится более полувека.

Дебют Юрия Васильевича в кино состоялся всего через год, в классическом водевиле «На подмостках сцены». И понеслось. Шикарные театральные роли перемежались запоминающимися образами, созданными для кинозрителя.

Как можно представить наше кино без:

Красного командира Дибича из революционного «Необыкновенного лета» (1956).

Князя Льва Николаевича Мышкина из «Идиота» (1958), эмоциональной экранизации первой части романа Достоевского. Кстати именно после отказа нашего героя играть во второй части режиссер вовсе отказался от ее съемок.

Антрополога Владимира Поражаева в «Человеке ниоткуда» (1961), ленте с великолепным дуэтом Яковлева и Сергея Юрского.

Поручика Дмитрия Ржевского в потрясающей «Гусарской балладе» (1962), одном из лучших позитивных фильмов советского кинематографа. «Гусары не разини, в любви им неизвестно слово «нет».

Зав. химчистки Александра Бочкина из сатиры «Лёгкая жизнь» (1964) с шикарной Фаиной Раневской.

Юрия Державина из драмы «Друзья и годы» (1965), о людях, родившихся во время перемен. Кстати по воспоминаниям самого Яковлева, отснятого материала хватило бы на четыре серии. Зритель увидел только две.

Графа из атмосферного «Выстрела» (1966), экранизации одноименного рассказа А.С. Пушкина.

Андрея Фёдорова, он же лже-Мухин из «Краха» (1968), рассказе об операции чекистов по ликвидации организации Савинкова.

Короля Серендиппа Дерамо из музыкальной волшебной сказки «Король-олень» (1969) по одноимённой пьесе Карло Гоцци.

Самого Мефистофеля в «Фаусте» (1969).

Роберта Кэплена в увлекательном психологическом детективе В. Басова «Опасный поворот» (1972), экранизации одноимённой пьесы Пристли.

Немецкого инженера Иоахима в «Схватке» (1972), продолжении «Повести о чекисте», о советском разведчике Крафте.

Ивана Грозного и управдома Буншу в «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) Гайдая, по пьесе Булгакова. Что тут можно сказать? Да и нужно ли, вряд ли найдется человек, не смотревший эту картину. Одно слово – шедевр. «Царь, очень приятно. Царь».

Секретаря райкома Тихона Брюханова в «Любви земной» (1974), мелодраме о колхозных страстях и ее продолжении «Судьба» (1977) о военном периоде жизни героев.

Ипполита из рязановской «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» (1975). Третий шедевр в фильмографии Яковлева. Настолько тонкого, душевного, доброго запоминающегося кино на всем свете буквально единицы.  «Боже мой, как мы живем, мы перестали делать большие и маленькие глупости, мы перестали лазать в окна к любимым женщинам!»

Великого князя Николая Николаевича в «Юлии Вревской» (1977), на основе подлинной истории баронессы Вревской, ставшей сестрой милосердия на болгаро-османской войне.

Следователя Игоря Корнилова в добротном «петербургском» детективе «Три ненастных дня» (1978).

Сэра Роберта Чилтерна, товарища министра иностранных дел в изысканном и аристократическом «Идеальном муже» (1980), по мотивам одноимённой комедии Оскара Уайльда.

Михаила Соломатина в «Карнавале» (1981) о приезжих в Москве, с молоденькой Муравьёвой и отличными песнями.

Генерал-лейтенанта Леонида Петровского в эпопее Озерова «Битва за Москву» (1985).

Пацака Би из культового в умирающем СССР «Кин-дза-дза!» (1986) Георгия Данелия. Ленты неординарной, запоминающейся, но подзатянутой и чересчур статичной.

Императора Николая в «Левше» (1986), по мотивам одноимённой повести Н. Лескова, очень русском фильме о русских же людях.

Актера Даниила Бацанова из перестроечных, а потому довольно депрессивных «Штанов» (1988). Недооцененная, но очень качественная работа об отцах и детях на фоне смене эпох.

Комиссара полиции в детективе с Николаем Караченцовым «Ловушка для одинокого мужчины» (1990).

Генерала Михаила Романовича в психологической драме «Семь дней после убийства» (1991).

Фельдмаршала Апраксина в заключительной части трилогии о столь любимых молодежью военно-морских воспитанниках «Гардемарины 3» (1992).

Со второй половине 90-х Юрий Васильевич принял участие всего в пяти проектах. Самыми заметными из них стали «Графиня де Монсоро» (1997) с Домогаровым в роли Бюсси (Яковлев играет отца Дианы, барона де Меридора). Воспоминания о молодости в «Старых песнях о главном — 3» (1998), где он вернулся к Ивану Грозному и Бунше. А также выхолощенной и полностью провальной (за исключением разве что персонажа Безрукова) «Иронии судьбы. Продолжение» (2007).

Последний барин русской сцены. Ловелас, успешный театральный актер, любитель грибов, машин, старой Москвы, спорта и классики. Последнее время он отошел от дел. Ничего, даст бог, мы еще увидим на сцене его чудеса импровизации и получим в подарок еще несколько персонажей, которые мгновенно станут классикой. Но даже если он решит завязать с актерством и отдохнуть, его герои всегда будут рядом с нами. В каждом доме. В горе и радости, любви и печали. Развеют грусть и рассмешат, когда плохо, подставят плечо и помогут советом в минуту сомнений. И, конечно же, известят о приходе очередного Нового Года. Года, в котором с нами, конечно же, будет великолепный артист Юрий Яковлев.

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.