Бесславные ублюдки (Inglourious Basterds), 2009 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruПартизанские «Семь сорок» во французских лесах или бешеные псы на войне 

Где то в оккупированной Франции. Нет покоя штандартенфюреру СД Гансу Ланде (Вальц). Ни минуты. Ведь ему нужно не покладая рук (благо хоть молочко за вредность дают), выловить  последних французских евреев. Однажды в доме фермера ЛаПадитта его дорога пересекается с семейством Дрейфусов. После этой встречи в живых остается лишь 18-летняя Шошанна (Лоран), которой Охотник на евреев по непонятной причине дает скрыться.

Далеко в США американский лейтенант Альдо Рейн (Питт) собирает спецгруппу евреев, которые высаживаются во Франции и начинают убивать нацистов максимально жестокими способами.

Тем временем избежавшая смерти Шошанна, сменив документы, становится хозяйкой кинотеатра, куда однажды заходит молодой немецкий снайпер Фредерик Цoллер (Брюль), недавно лично застреливший три сотни американцев.  О его подвиге уже снят фильм, и Фредерик уламывает Геббельса устроить премьеру в кинотеатре Шошанны. Премьеру, на которую должно собраться все высшее руководство Рейха.

Квентин Тарантино довольно злой, эксцентричный персонаж, причем считающий общество больным. Вдобавок любитель черного юмора. Все эти качества мы наблюдаем в каждой его картине. Количество крови, которому обзавидуются самые натуралистичные хорроры. Изгои в качестве главных героев. Стеб над зрителем, тупо жующим попкорн в удобном кресле, или рукоплещущем во время фестивального показа.

«Basterds» типичнейший фильм Тарантино, фактически квинтэссенция его творчества. Зло? Кроваво? Стебно? Герои отребье? А то! Ну, здравствуй, Квентин Тонивич!

Тока позвольте спросить, че это вы своими американскими ручонками за Вторую мировую схватились то? Аль в Чикаге бандюганов всех бешенных перестреляли? Аль все чтивы перечитали? Аль наступило в Оклахоме благоденствие? Аль всех Биллов убили? Аль не держит богатыря Джерома родная Лос-Анджелесская земля, и тесно стало плечам могутным в рамках времени нынешнего? Нет ответа.

Лады, будем выяснять сами.

Первым пластом ленты кажется военная альтернативка. Боевые еврейские отряды под командование апача. Собирание нацистских бонз во Франции. Его величество случай, как способ заканчивать войны.

В этом приятном заблуждении зритель пребывает недолго. Фактически первую главу. Где нас знакомят с одним обходительным полковником, и разворачивают музыкальную грань картины (композитору, кстати, отдельный респект за хороший саунд и тонкое издевательство над зрителем).

Но как только мы видим лейтенанта Рейна, приходит понимание: толком не начавшись, первый пласт уже превратился во что-то другое.

В дальнейшем практически все герои будут поданы в изрядно гипертрофированном виде (Альдо Рейн, конечно же, вне конкуренции), фактически становясь функциями, изрядно облегчающими режиссеру задачу раскрытия второго пласта. А именно высмеивания кинематографических (по большей части голливудских) штампов. Стоит отметить, что свои личные «формы с рельефным изображением текста или рисунка» Квентин тоже не щадит (осознанно или нет, второй вопрос).

Командир: слуга царю отец солдатам, строгий, но справедливый, правильный до зубовного скрежета. Антагонист: коварный, хитрый, демонически умный. Девушка: лелеющая отмщение, и способная пожертвовать жизнью. Юноша: испорченный пропагандистской машиной, но еще способный  на чувство. Женщина-вамп, эдакая Мата Хари. Доблестный, но не привыкший играть на поле тайной войны британский лейтенант. Немец, ненавидящий нацизм. Партизаны, живущие местью, и купающиеся в крови.

Как-то так. Если кого пропустил, не обессудьте.

Логика действий из той же оперы. Кто выиграл войну? Конечно же, американцы. Кто воевал во французском сопротивлении? Американские евреи. Как закончить войну? Естественно взорвать, сжечь и расстрелять одновременно ВСЕХ руководителей III Рейха, собравшихся в столице оккупированного государства киношку глянуть. Ну нет у них других дел в предположительном 1944, только как фильму глядеть. Причем всем вместе. Причем с охраной их 2 (двух) автоматчиков и десятка полуголых официанток. А как же иначе?

Плюс по ленте Тарантино рассыпал отсылки и аллюзии к более раннему кинематографу. Я не особо внимательный зритель, но кое-что отследить удалось даже мне (привет Шварцу).

Что еще забавно, Квентин не только посмеялся над штампами американского кино, но и фактически разрушил несколько из них. Евреи. Вечно угнетаемые создания, обреченно идущие под топор палача (это правда, если не брать во внимание изрядное количество воюющих в советской армии, а также одесских биндюжников и шлемазлов типа Мишки Япончика). Тут бабах! Разрыв шаблона. Жид-Медведь. Бейсбольные биты и нацистские скальпы. Евреи — гроза фашистов.

Ну и сцена в кинопроэкторской из той же оперы. Только расслабились, приготовились, а тут бабах!

Порадовал и эпизод в кабаке. Такие моменты Квентин умеет делать на «ура», не отнимешь. Напряжение зашкаливает, у зрителей попкорн изо рта выпадает. Маладца.

Это то, что можно занести в достоинства картины. Хотя лично мне все же более по нраву «Дом из песка и тумана» нежели «Голый пистолет». Впрочем, множество неглупых людей считает иначе. А теперь пара вопросов, возникающих по ходу просмотра.

С какого действительно перепугу Тарантино полез в военную драму? Тем более с таким уклоном? Лавры великих покоя не дают? «Список Шиндлера» и «Пианист» стучат в его сердце? Желание на поле метров себя проявить? Чем мы не Спилберги, значит?

Но каким бы не был побудительный мотив, желание развенчивать штампы Голливуда на костях погибших, попахивает паршиво.

Одно дело рассказывать об отбросах на примерах американских трущоб. Другое: о тех же изгоях говорить на примере людей, прошедших войну. Понятно, что когда закончится война, они имеют хороший шанс превратиться в какого-нибудь мистера Белого. Но пока они герои. И сравнение с каким-нибудь мистером Цветным, пожалуй, не ко времени.

И еще один нюанс, по поводу полковника Ланды. При определенной доле воображения можно представить, что полковник, являясь гением разведки, просчитал все действия Шошанны, только появившись у ЛаПадитта (оставление ей жизни, стакан молока в кафе Парижа). В случае если эта теория верна, единственный кого он не проанализировал до конца, это Альдо Апач (американский еврей, это вам не французский!)

И в завершение пару слов об актерах. Вне конкуренции Кристоф Вальц (Оскар абсолютно заслужен). Его персонаж вышел откровенным украшением фильма. Настоящий темный гений. Брэд Питт жутко переигрывает, что  не удивительно при такой постановке задач. Девушки ровненько, на уровне, без особых прорывов. Остальные, как говорят в футболе, на оценку не наиграли.

Эрго. Типичный тарантиновский фильм, интересный в первую очередь поклонникам Квентина. Остальным можно разок глянуть, если больше нечего, но пересматривать его вряд ли потянет. В отличие от того же «Криминального чтива».

P.S.  Cамому Тарантино лента явно понравилась, что только подтверждает финальная фраза картины.

Режиссер: Квентин Тарантино

В ролях: Брэд Питт, Кристоф Вальц, Мелани Лоран, Даниэль Брюль, Дайан Крюгер, Майкл Фассбендер, Аугуст Диль, Элай Рот, Тиль Швайгер, Гедеон Буркхард, Джеки Идо, Б.Дж. Новак, Омар Дум, Дени Меноше, Сильвестр Грот, Мартин Вуттке, Майк Майерс, Джули Дрейфус, Ричард Саммел, Александр Фелинг, Род Тейлор, Шенке Мёринг, Сэмм Ливайн, Пол Руст, Майкл Бэколл, Арндт Шверинг-Сонри, Петра Хартунг, Фолькер Михаловски, Кен Дюкен, Кристиан Беркель, Анна-Софи Франк, Леа Сейду, Кристина Родригез, Лена Фридрих, Людгер Пистор, Яна Палласке

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.