Неоднозначное дело, или В семейном омуте кто только не водится
Франция. Усадьба-шале в предгорьях. Семья из трех человек. Жена – известная писательница, муж — тоже жаждущий творить, но неспособный довести до конца ни одной книги, и 11-летний слепой сын.
Дела в семействе неладно. Финансовые проблемы, кризисы среднего возраста, жуткая усталость, частые ссоры между супругами. Но такого происшествия не ожидал никто.
Муж, выпавший из чердачного окна. Или вытолкнутый разгневанной половинкой? Или выпрыгнувший самостоятельно?
Ответ на эти вопросы отыскать будет непросто.
Пронзительное французское размышление в форме детектива, с элементами психологического триллера. Щедро сдобренное приправой судебного заседания.
Размышление об отношениях, семейной жизни, кризисах, поддержке, манипуляции, вине, уступках. О множестве вещей, с которыми, так или иначе, сталкивался практически каждый из нас.
Первая половина нажористого хронометража в два с половиной часа сверстана как расследование гибели отца семейства. Вторая акцентирована на судебную драму. Но все это время перед нами обыкновенная людская история из жизни «наших соседей».
Семьи, созданной по любви, людьми, готовыми на взаимодействие, заботу, шаги навстречу друг другу. Счастливыми, невзирая на все трудности и нюансы. До одного рокового дня.
Дня, изменившего все. Когда один из супругов не делает того, что должен, и последствия этого недеяния исправить уже невозможно.
Отныне все идет наперекосяк. Наружу выходит все больше худших людских черт. Чувство вины (лезущее изнутри и культивируемое близкими) и жажда обвинения. Неспособность доводить дело до конца и подспудное желание самоутверждения за счет партнера. Обреченность и усталость от альтруизма и заботы о близких. Осознанное и неосознанное давление одного и готовность идти на уступки другого. Депрессивное ощущение второсортности и желание переплюнуть супруга на его же поле. Жертвенность и принятие ее как должного. Обман, измены, токсичное воздействие и предательство.
По этой ячейке общества диссертацию по психологии писать пора. А может и по психиатрии.
Нам покажут, как по-разному видят ситуацию партнеры. Дадут поразмышлять, о том, составляют ли ссоры главную часть отношений. Что из выбравшегося наружу, на суд публики, реальность, составляющая суть этой пары, а что иллюзия, крохотный кусочек жизни. Можно ли по увиденному фрагменту быта соседей судить о их жизни.
И насколько все же сложная штука семейная жизнь с ее конфликтами, примирениями, близостью, завистью, объединением и одиночеством.
Мы поглядим на семью Войтер и Малески (они не взяли одну фамилию) будто под микроскопом.
Их препарируют следователи, журналисты, прокурор, адвокаты, судья, зрители во время процесса. Лезут во все щели, ставят эксперименты, устраивая натуральное реалити-шоу. Сандра рассказывает о семье самые интимные моменты, выворачиваясь до донышка, наизнанку. Однако оставляя вечный вопрос искренности своих слов. Или самообмана героини. Ведь свидетелей сказанному нет, и даже аудиозапись можно трактовать по-разному.
Подобные сомнения и недосказанность становятся одной из главных фишек проекта.
Кто виноват? Что произошло? Нам никто не предъявит беспристрастного всезнающего и все видевшего свидетеля, или на крайняк великого детектива типа Пуаро, который пошевелит серыми клеточками и однозначно укажет, что и как именно случилось. Нам лишь остается слушать слова героини, противоречивые мнения специалистов (одни из которых горой стоят за версию убийства, другие — напротив, за суицид). Верить или не верить прокурору, принимать или не принимать сторону защиты. Фактически по полной участвовать в расследовании, выступать следователем, адвокатом, обвинителем, судьей и присяжными в одном лице.
Любопытный опыт.
А тем, кто, невзирая на всю глубину вопросов, соберется заскучать, не даст этого сделать интрига, поддерживаемая до последнего кадра. Сталкиваются профессиналы обвинения и защиты, звучат веские аргументы с обеих сторон, схлестываются различные версии произошедшего, восприятие ситуации меняется несколько раз за фильм. Определенность — это не к «Анатомии».
Недурны операторские игры с кадром, внимательно рассматривающие руки ребенка, играющего на рояле, дающие сверхкрупные планы губ или глаз, короткие врезки из глаз героев, воображаемые флеш-беки, иллюстрирующие слова героев, или съемку «как-бы» журналистскими камерами.
А также прекрасные картины французских предгорий. Заснеженная природа чудо как хороша.
Главгероиня не уступает. Сандра (Хюллер). Немка, учившаяся в Лондоне и влюбившаяся в обаятельного преподавателя-француза. Перебравшаяся в Галлию по инициативе мужа, решившего отремонтировать шале и сдавать комнаты в аренду. До сих пор слабо, с ошибками, говорящая по-французски. Не имеющая друзей во Франции, жалеющая о переезде. Классическая писательница: выплескивающая на бумагу переживания детства и юности, смешивающая правду и вымысел. Демонстрирующая взаимное воздействие автора и аудитории: мастерство влияния на читателей и обратное ожидание от фанатов. Воспринимаемая мужем как хищница и манипуляторша, беззастенчиво пользующаяся его временем. Грустная, немолодая женщина, вставшая перед бездной понимания, что все гораздо хуже, чем казалось. Изменявшая супругу, причем больше с дамами.
Забавный момент, когда пол любовника в русском переводе не афишируется. Соответственно линия флирта со студенткой, берущей интервью у Сандры, смотрится крайне странно. И лишь когда статья в википедии проясняет этот момент, становятся ясны толстые намеки прокурора на суде.
Хюллер хороша. Человек, искренне уверенный в своей правоте при общении с мужем. Эдакий ненадежный рассказчик, активно занимающийся самообманом, неспособный принять его точку зрения, признать возможную правоту близкого человека. Образ чертовски многогранный, регулярно меняющий восприятие себя любимого зрителем.
Неплох сын (Мачадо-Гранер). Умный, начитанный подросток, лишенный зрения, старающийся самоустраниться от ссор родителей, не замечать жестких конфликтов. Шокированный открывшейся на суде истиной разрушающейся семьи, увидевший изнанку родных. Вынужденный вершить судьбу собственной матери. Принимать решение, определяющее будущее той, кто дал ему жизнь.
Запоминается обвинитель (Рейнартц). Профессиональный ритор, изысканный софист, манипулирующий присяжными, как консервную банку вскрывающий попытки Сандры что-то утаить. Ух какой противный тип получился, блеск!
Можно упомянуть и адвоката Венсана (Арло («Николя ле Флок») – старого знакомого Сандры, давно и безнадежно в нее влюбленного.
Эрго. Качественное психологическое исследование семейных отношений в детективном антураже, не дающее однозначных ответов.
Режиссер: Жюстин Трие
В ролях: Сандра Хюллер, Сванн Арло, Мило Машадо Гранер, Антуан Райнарц, Сэмюэл Тейс, Дженни Бет, Саадиа Бентайеб, Камилль Рутерфорд, Анн Ротгер, Софи Фийер