Брендон Сандерсон «Устремленная в небо». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020. Серия: Звёзды новой фэнтези. Первый роман цикла «Skyward»
Юная Спенса по прозвищу Юла всегда мечтала летать. Летать и сражаться с ненавистными креллами – чужими, стремящимися уничтожить людское поселение на планете Россыпь.
У девушки даже получается, невзирая на препятствия, стать кадетом летной школы. А заодно обнаружить в отдаленной пещере нечто способное перевернуть ее жизнь.
А может — не ее одной.
Известный демиург, фанат оригинальных систем и миров взялся за стандартную историю о космошколе? Неужто у него не имеется туза в рукаве? Как оказалось, несколько козырей у Брендона припрятано, но их достоинства может не хватить, чтобы перебить шаблонность сеттинга.
В своем новом цикле Сандерсон («Пепел и сталь«, «Стальное Сердце«, «Обреченное королевство«) переносит читателя на затерянную в космосе планету, окруженную многими слоями космического мусора. Тут скрываются, возможно, последние остатки человеческой расы, атакуемые загадочными креллами, природа которых неведома никому из колонистов. Так как благодаря мусору бомбардировки с орбиты невозможны, пришельцам приходится спускаться с небес и пытаться уничтожить хумансов с помощью авиации. Люди, естественно сопротивляются, используя примерно те же технологии.
Временами Skyward напоминает старую добрую космическую игру, типа X-COM (да и с аниме параллели прослеживаются), разве что наземные битвы заменены сражениями в воздухе. Людские базы в пещерах, добыча ресурсов, защита поселений, выработка тактики, строительство истребителей, обучение пилотов.
Брендон тщательно подошел к разработке летающих аппаратов, как людей, так и креллов (даже с рисунками). В наличии разные виды вооружения, типа забавных энерголучей, валящихся с неба антигравов, силовых щитов и отключающих их устройств.
Мило, но в тех или других вариациях мы видели это уже сотни раз.
Линия школьных будней также стандартна (хотя автор всячески пытается ее разнообразить), и ничего сверхинтересного читателю не принесет. Занятия на симуляторах, обучение мастерству пилота, тактике (оказывается, полет и маневрирование не такое простое дело, как казалось юной деве). Отношения внутри звена, где, конечно же, обнаружится подросток-антагонист и недоросли, привлекающие нашу героиню. Козни начальства, упорно не желающего видеть Спенсу среди пилотов.
Второстепенные персонажи изрядно уступают главгероине в проработанности, оставаясь в памяти скорее как функции: мальчик-мажор, друг-инженер, меткая девочка, хромой преподаватель.
А вот отношение Сандерсона к смерти выделяет роман из общего потока подростковой фантастики. В первый же день обучения кадеты лицом к лицу сталкиваются с противником в настоящем бою. Вскоре звено вплотную познакомится с Костлявой, и вступит в танец с этой дамой еще не один раз. С разным результатом. Жестко. Реалистично.
Основные преимущества Skyward связаны с ее главной героиней. Спенса получилась живой и привлекательной. Задорная, увлекающаяся, стремящаяся к своей мечте. Воспитанная бабушкой, погрузившей девочку в мир старых земных легенд и преданий. Держащая равнение на эти образцы для подражания. Любящая щегольнуть эпичными фразами в стиле древних героев. Чуток самоуверенная. Чуток эгоистичная. Чуток наивная. Не чуждая эмпатии и даже экстрасенсорике. Поддающаяся гневу и беззаветно влюбленная в свободу, которую дарит полет. Старающаяся подавить в зародыше любое проявление трусости. Спенса эмоционирует, размышляет, сомневается. Живет полной жизнью.
Причем автор не пожалел для своей протагонистки вороха проблем, начиная с самого ее раннего детства. Судьба отца, принесшая девочке клеймо «дочери труса» (сразу понятно, что дело нечисто), презрение окружающих (о концепции «дети за отцов не отвечают» тут явно не слыхали), конфликты с однолетками, одиночество (точнее ровным счетом один хороший друг). Девочка рано узнала о темных сторонах жизни, о том, что взрослые лгут, вставляют ей палки в колеса, а полагаться можно лишь на себя. И даже «прорыв» Спенсы в летную школу аж никак не решил всех ее проблем. Персонаж развивается, взрослеет, теряет друзей, иллюзии, детские заблуждения. Приобретает опыт, делает основополагающий для своей личности выбор, принимает сложные решения, пытается справиться с психологическими травмами, выяснить правду об отце и о себе. К финалу книги перед нами абсолютно другой человек, чем в начале.
Второй приятной стороной романа стала интрига, связанная с таинственным прошлым планеты Россыпь, агрессивными, непонятно чего желающими креллами и загадочным «дефектом». Поддерживается интрига профессионально, информация выдается небольшими кусочками, лишь больше разжигая любопытство.
Не пожалеет автор пищи для ума, поговорив с юным читателем о героизме, трусости, смерти, патриотизме, агрессии, общественной безопасности, диктате правительства.
И, конечно, стоит отметить еще один козырь, выложенный Сандерсоном на стол в начале второй трети романа. Введя его в игру, Брендон, не удаляясь далеко от своей школы, заглядывает на территорию «Короткого замыкания» и «Акселя». Эта арка добавляет роману остроты (как впрочем, практически любая вылазка Спенсы за пределы летной школы), изрядно повышая ставки.
Хватает напряженных сражений с врагом, в духе Звездных войн (да и истребители похожи), где герои используют все описанные ранее виды оружия, плюс выученные на уроках тактические приемы. Ждет нас эпическое финальное сражение. Не забывает автор о юморе и сарказме. Читается роман легко, влет. В умении держать читательское внимание Брендону не откажешь. Для абстрактного Джона Доу такая книга стала бы откровенной удачей. Но для Сандерсона этот визит в гости к young adult космоопере выдающимся назвать сложновато. Слишком высоко Брендон задрал планку некоторыми своими предыдущими работами.
Эрго. Подростковая космоопера с хорошей главной героиней, интригой и приятной неожиданной находкой. А вот шаблонность арки со школой и компьютерность локации к удачам романа не отнесешь.