«Любовь – чего ты мучаешь меня», или Между Раем и Адом
Азирафель с Кроули, поспособствовавшие предотвращению Конца света, и решительно порвавшие с бывшими коллегами, продолжают свое земное бытие.
Все идет как по маслу, до той поры, пока не в Раю не пропадает архангел Гавриил. А на пороге книжной лавки Азирафеля не появляется мужчина, как две капли воды похожий на Верховного архангела, но не помнящий, кто он такой и что тут делает.
И в Аду и в Раю масса желающих воспользоваться этим исчезновением, и, похоже, наши друзья, приютившие беспамятную пропажу, оказываются между молотом и наковальней.
Первый сезон Good Omens оказался отличным телепроектом, приятно передающим события романа Пратчетта и Геймана («Никогде», «Американские боги», «Песочный человек») и радующим шикарной парой протагонистов.
Они остаются главным козырем сериала и во втором сезоне, опирающимся уже не на книгу 1990 года, а на историю созданную Нилом на основании черновиков, набросанных еще с Терри для продолжения.
Азирафель (Шин («Другой мир», «Убить гонца», «Кровавый алмаз», «Алиса в Зазеркалье», «Пассажиры», «Под покровом ночи», «Благие знамения»). Милый, изрядно наивный и скованный толстячок, в котором множество черт хоббита. Влюбленный в книги, впитывающий все возможности, предоставляемые людской жизнью на Земле. Искренне, по-детски радующийся каждому новому дню, каждому глотку кофе. Но главной его чертой является искренняя и непосредственная доброта. Резко отличающая от роботизированных формалистов-ангелов высшего звена.
Кроули (Теннант («Ночь страха», «Джессика Джонс», «Благие знамения», «Дес») . Тип, кардинально отличающийся от своего партнера. Наглый, развязный позер с разболтанной, вызывающей походкой. Умный циник с резкими замечаниями.
Сюжет во втором сезоне Знамений становится делом третьестепенным, главное – химия между персонажами, общение, взаимодействие, ссоры и примирения, становление отношений, их нынешнее состояние.
О невозможной дружбе этой парочки уже немало сказано в первом сезоне, но и продолжению есть что добавить. Не в последнюю очередь благодаря флэш-бекам, ставшим еще одной визиткой Знамений. Погружений в прошлое, начинающихся еще до сотворения мира. Цепляющих интересные моральные дилеммы. Именно сцены из былого доносят до зрителя основные этические вопросы второго сезона.
Иронии в Good Omens, как и прежде, с избытком (измерение чудодейственной активности в Лазарях – это «пять»). Зачастую нарочитой и гротескной, но приятной. Не обойдется без сарказма, в частности достанется христианской религии. Что также стало отличительной чертой сериала. И, безусловно, гомо сапиенсам, точнее «существам, предрасположенным к разуму».
По-прежнему радуют особенности иных миров – стерильный, пустой, белоснежный рай и шумный, бурлящий мерзкими типами ад с пылающей водой в куллерах и тусклым мерцающим светом.
Кроме главных героев можно упомянуть Гавриила (Хэм («Город воров», «Легион», «Топ Ган: Мэверик»), выступающего в двух, а точнее даже трех ипостасях. Первая – надменный и туповатый архангел, вторая – чистый лист, с младенческой непосредственностью познающий мир. И третья – о которой мы узнаем в самом финале.
Амбициозную, хотя и не слишком умную демоницу Шакс (Ричардсон («Сонная лощина»).
И Мюриэль (Келин Сепульведа) – писаря Небес 37 разряда – инфантильного, бесконечно наивного, но не менее позитивного ангела.
А вот с романтическими элементами и чувственными арками постановщики явно перегнули. Линия милых барышень-продавщиц смотрится натужно, искусственно и только отвлекает от наслаждения общением Азирафелем с Кроули. Финальной неожиданной паре дали слишком мало совместного экранного времени (хотя идея богатейшая). Гетеросексуальных отношений в проекте отыскать днем с огнем (странно, что Вельзевул оказался в женском теле). К этому можно уже привыкнуть, хотя постановщики все же чуток перегнули палку. Парней не смущает, что вымрет человечество к чертям собачьим с вашими лгбт-семьями. Хотя может это такая пропаганда борьбы с перенаселением.
Главное, что не понравилось во втором сезоне – это чертовски спорный финал. Опять же, черт с ним с сексом, на котором поведены кинематографисты (я раньше уже писал, что друзей не надо «любить физически», с ними надо дружить). Ну не могут, по мнению киношников, отношения обойтись без «прикладного романтика». Но выбор, сделанный в конце, изрядно расстроил. Ход мысли понятен: ответственность и соблазн изменить мир (эдакое райское искушение 21 века) перевешивает опыт, говорящий, что личное может быть важнее общественного, да и система отношений в небесных кущах не вызывает особого доверия. Понятен (да и о третьем сезоне постановщикам думать надо), но принять его зрителю весьма непросто.
Эрго. В отношениях главных героев на уровне. А вот с любовными линиями откровенный перебор и финал спорный до невозможности.
Режиссер: Дуглас Маккиннон
В ролях: Майкл Шин, Дэвид Теннант, Миранда Ричардсон, Джон Хэмм, Нина Сосанья, Дун Макичен, Глория Обианьо, Фрэнсис Макдорманд, Сэм Тейлор Бак, Мэгги Сервис