Тень и коготь, Вулф Дж.

Джин Вулф «Тень и коготь». —  М.: Эксмо: Fanzon, 2022 г. Серия: Fantasy World. Лучшая современная фэнтези. Первые две части из романа-эпопеи «Книга Нового Солнца». Цикл «Брия»

Смерть в одежде цвета сажи, или Мир, плутающий во временах

Севериан — подмастерье Ордена Взыскующих Истины и Покаяния, он же Гильдия палачей, не планировал надолго покидать Цитадель. Но в результате одной встречи, одного чувства и одного поступка парень отправляется в Трас  — Град без окон.

По пути, который приведет Севериана прямиком к трону.

 

Книга Нового Солнца (первая из них увидела свет в далеком 1980-м, получив наименование «научное фентези») американца Джина Вулфа, которого тот же Суэнвик в свое время называл «величайшим из ныне живущих англоязычных авторов», привлекает в первую очередь миром, совместившим средневековые отношения, приправленные налетом античности, с продвинутыми технологиями и знаниями новейшего времени. Крайне любопытно, как Урд дошел до жизни такой.

Миром, и способом нашего знакомства с ним. Оно происходит постепенно, по кусочку.

Тонкими штрихами, от лица человека, не задумывающегося о том, что нужно расшифровывать политические или исторические наименования, а просто пользующегося привычными ему терминами, наименованиями, с минимальными пояснениями, а то и вовсе без них. Экзультанты встречаются с какогенами, а армигеры с оптиматами (стоит отметить обширное использование античных названий, особенно для властных и военных структур, некоторые пояснения по этому поводу автор, или переводчик, как он сам себя называет, дает в послесловии).

Мы познаем мир вместе с протагонистом. Сперва он ребенок, мест, которые он посещает – немного. Все связаны с Гильдией. Малыш растет – и увеличивается ареал его обитания. Затем птенчик вылетает из гнезда, кардинально расширяя для себя и для нас границы мира.

Остаются позади стены Старой Цитадели с ее Башнями, Некрополем, многоэтажными жилыми домами, архивами, библиотеками с тысячами книг. Приближается знакомство с другими районами огромной столицы. Города, известного балконами, усаженными фруктами и цветами, превращающимися в настоящие висячие сады, многообразием домов разных уровней и форм. Циклопической Стеной, с изрядным запасом окружающей гигантский Несс.

Уникальными зданиями целиком из стекла — Ботаническими садами. Залы которых, похоже, хранят в себе не только другие миры, но и другое время. Сад Древностей с сотнями и сотнями вымерших растений, Сад Непробудного сна – подводное кладбище с нетленными покойниками (это одна из фишек мира, любят здешние обитатели оставить в наследство свои неразложившиеся мощи). Место, где растут явные пришельцы с других планет – цветы аверна, растения с листьями — ядовитыми, острыми и прочными, как кинжалы, еще и искажающими зрение смотрящего на них.

Цветы, ставшие излюбленным оружием на Кровавом поле. Официально признанной дуэльной площадке для мономахии, где можно, не опасаясь возмездия, разрешить все недоразумения с любым обидчиком. Причем эти поединки далеко не всегда заканчиваются смертью.

Храм Когтя со жрицами-пелеринами, странствующими по континенту, хранящим  Коготь Миротворца (запомните это имя) – реликвию, имеющую отношение к Владыке Силы, по преданиям способного выходить за пределы реальности, включая время, оживлять умерших, сотворять новых живых существ.

За пределами столицы тоже есть на что посмотреть – обезьянолюди не дадут соврать. А как вам напрочь закрытые дороги, за передвижение по которым нарушителей ждет казнь на месте? Все только по рекам – вот такой кардинальный способ решения проблем удобства взымания податей и заодно противодействие восстаниям – меньше свободы передвижения, меньше бунтарских настроений. Хотя судя по популярности Водала и его лесных парней – закрытие дорог не работает.

Добавляют в блюдо остроты некие сражения на севере, долгое время непонятно с кем. И пожиратели трупов, которые вкупе с определенным снадобьем обретают способность прожить заново жизнь жертв. С ними мы познакомимся вблизи.

И, безусловно, подземная Обитель Абсолюта, испещренная тайными ходами, с прекрасными садами, семейной тюрьмой-аванзалом и ниндзями-преторианцами.

С научными знаниями в этом средневековом по антуражу мире, как я уже сказал, изрядный когнитивный диссонанс. Башни Цитадели неуловимо напоминают нечто некогда летающее. Знать использует флайеры, подземелья Цитадели освещаются «вечными» (ну почти) древними светильниками. В разговоре всплывает ирригация на луне и межсолнечные путешествия. Обычные лавочницы щеголяют словами типа «биоценоз», а палачи рассуждают о правильном использовании подъемной силы в аппаратах тяжелее воздуха.

Вот такой у нас загадочный (и неуловимо родной) Урд. Мир с обширнейшим прошлым и неясным будущим. Мир, «в котором нет клочка земли, где копнув, не наткнешься на осколки прошлого – булыжник разрушенной мостовой, изъеденный коррозией металл». Мир, где солнце угасает, в пути можно встретить пришельцев со звезд и из других времен, а в океане и под землей прячутся непостижимые и могучие создания.

Роман стилизован под произведения ранешнего времени —  неторопливые, многословные, с устаревшими словами и массой авторских ремарок. Эдакие мемуары, или дневник, если угодно. Изложение от первого лица — пространно, с обращениями к читателю, размышлениями, воспоминаниями, философскими отступлениями, рассказами об обычаях гильдии, обучении учеников, ритуалах палачей, праздниках, дне святой Катарины, когда ученики становятся подмастерьями и свершается церемония возложения маски.

Севериан – мальчик с феноменальной памятью, человек который ничего не забывает (за исключением одной ночи). Не знавший своих родителей, нафантазировавший родовитое происхождение. Он охотно делится с будущими читателями своими потаенными мыслями, вещими снами, чувствами, идеями, что добавляет прилично сопереживания.

Перед нами версия на тему антигероя, вызывающего воспоминания о Маддерине или Глокте. Впрочем, по сравнению с инквизиторами, перед нами почти хороший парень (да и собственно чернухи у Вульфа гораздо меньше, чем у Пекары). Севериан достаточно добр, не чужд морали, неплохо образован. Ну а то, что профессия смертоносная – так судьба сложилась. Свою работу, кстати, протагонист исполняет безо всяких садистских ноток, стараясь даже облегчить участь «клиентов» (а пытки в гильдии называют «процедурой» — еще одни любители эвфемизмов), максимально быстро и четко отправив их в лучший мир. Персонаж активно развивается, причем на наших глазах.

Вулф в своих романах избрал ретроспективное изложение: мы знаем, что ГГ не просто выживет, преодолев все перипетии, но и займет трон. В этом способе, как я уже говорил в обзоре к Квоуту или более свежим Клинкам, есть свои сильные и слабые стороны. Возбуждается недетское любопытство – как доберется до престола человек, настолько от него далекий? Но градус саспенса во время проблем, валящихся на голову Севериана, изрядно снижается – мы точно знаем, что палач уцелеет.

Встречаются недурные второстепенные персонажи. Как-то бродячие артисты умнейший и хитрый доктор Талос с простоватым (?) великаном Бальдандерсом или внезапный друг Иона (способный дать фору дамам в качестве и количестве нежданчиков).

Целый ряд женских образов: от единокровных сестер экзультантов, до мстительной Агии и любящей Доркас. Практически каждая из дам (и часть мужчин) скрывает какой-никакой секрет, порой не один.

Периодически автор разбавляет повествование от Севериана вставками-рассказами от лица других людей. Чтоб не привыкали к одной манере. Использует излюбленную американцами роад-муви и элементы квеста-странствия.

Экшена в романах негусто, как и динамики, лишь время от времени Вулф будоражит кровь неожиданной вспышкой активного действия. Нередко автор глубоко заныривает в некую тревожащую героя концепцию, идею или мысль, возвращаясь оттуда далеко не сразу. Некоторые из таких отступлений поражают (или пугают) фантасмагоричностью и налетом безумия. Вставляет Джин в книгу сказки и пьесы этого мира, порой чрезмерно увлекаясь отступлениями, философскими разговорами, напрочь забывая о развитии магистрального сюжета. Впрочем, к этому привыкаешь.

Любопытно происходит переключение между частями, идущими вроде как в хронологической последовательности – меж резким, как бы оборванным финалом одной и началом второй зияет дыра во времени. И как разрешилась острая ситуация — остается тайной.

«Тень и Коготь», начинаясь как история одного палача, постепенно приобретает все больше судьбоносных для всего мира черт. Подарит нам автор глобальную линию противостояния между «белыми» и «черными»: теми, кто за статус-кво в мире, и теми, кто хочет вернуть людям былое могущество. Причем даже автарх и Водал (да и с ними не все так просто) не самые главные представители сторон — за ними стоят более могущественные силы. И не только из этого мира.

Эрго. Завораживающее полотно мира, смешавшего продвинутые технологии и средневековые отношения. Неоднозначный, отлично проработанный ГГ, красиво описанные особенности Урда, намеки на глобальное противостояние, влияющее на судьбы мира. Можно получить немало удовольствия. Если настроиться на неторопливое повествование в старом стиле, с множеством отступлений и размышлений.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.