Всевидящее око (The Pale Blue Eye), 2022 — рецензия (обзор)

Готический детектив при участии классика, или Суета вокруг кадетов

Это зимнее утро начиналось для экс-констебля Августа Лэндора как обычно. До визита капитана из академии Вест-Пойнт, которому понадобились профессиональные услуги Лэндора.

Дело в том, что в академии произошло самоубийство, а следом надругательство над телом.

Август принимается за расследование, выясняя, что кадета убили, и, похоже, дело связано с оккультными практиками. Возможно один из учеников академии, некто Эдгар Аллан По, сможет помочь констеблю распутать это убийство?

 

Готический детектив, вызывающий ассоциации с Адом, Хрониками, Алиенистом, да еще с участием По, уже гостившего на экране в Вороне и не только. Казалось, кино должно выйти знатным.

Однако Blue Eye оставляет крайне противоречивое впечатление.

В плюсы фильму можно записать атмосферу, одну актерскую работу да финальный нежданчик.

А вот само расследование, остальные лицедеи и общее впечатление слабенькое.

Антураж Ока построен в классическом готическом ключе. Холодная, снежная зима, туман, темнота, разрезаемая редкими лучами фонарей и свечей, мрачные синеватые тона, трупы в прозекторской, прогулки по кладбищам, мрачные лица, непременные вороны, сидящие на голых ветках.

Загадочный, не собирающийся останавливаться убийца, мистика, тяжелым облаком окутывающая героев, страх и отчаяние в стенах академии.

Вроде все как полагается для триллера, но общее ощущение – скучновато, натянуто и затянуто.

Расследование тоже преимуществом картины не становится, пускай финальные откровения поясняют почему, примиряя с некоторыми моментами, поезд уже ушел – к финалу у вас есть все шансы изрядно заскучать. Да и антагонисты, в целом, читаются. Динамика засыпает в самом начале, ненадолго пробуждаясь ближе к завершению. Большую часть времени зрителю предлагают наслаждаться мрачной, но стильной картинкой с бродящими на ее фоне персонажами.

А вот финальный оборот неплох, хотя минимум один намек постановщики нам подкидывают, в процессе в эту сторону особо не думаешь.

Прямой перевод названия — «Бледно-голубой глаз» (по одной из версий взят из новеллы По «Сердце-обличитель», по другой отсылает к «глазу луны, следящей за бренным миром» и цвету глаз одной из героинь), в его основе лежит одноименный роман Луиса Байарда, увидевший свет в 2003 году.

Из актерских работ выделяется По в исполнении Меллинга («Война токов», «Баллада Бастера Скраггса», «Тёмные начала», «Бессмертная гвардия», «Ход королевы»). Худощавый, экстравагантный парень с горящими глазами и несколько нервными манерами. Отлично образованный, умный, талантливый, пишущий стихи. Выглядящий белой вороной среди серых кадетов академии. Уверенный, что его покойная мать общается с ним во снах. Увлекающийся, интересующийся оккультизмом.

Постановщики создали образ в духе «Эдгар По. Начало» — не имея под собой реальных событий, фильм показывает, какие события могли повлиять на формирование мистического, полного ужасов и отчаяния творчества писателя.

Остальные лицедеи откровенно меркнут на фоне недурно созданного персонажа Меллинга.

Даже Лэндор (Бэйл  («Американский психопат», «Крутые времена», «Престиж», «Поезд на Юму», «Цветы войны», «Афера по-американски», «Исход: Цари и боги», «Игра на понижение», «Недруги», «Власть», «Ford против Ferrari», «Тор: Любовь и гром»). Бывший нью-йоркский констебль, ныне частное лицо, обитающее в уединенном коттедже. Вдовец, живущий в одиночестве, после того как от него сбежала дочь. Известный своим пристрастием к алкоголю и неподчинению правилам. Отличный профи, чьи репутацию не может испортить пристрастие к зеленому змию. Хороший психолог, внимательный сыщик.

К сожалению, образ, похоже, не сильно заинтересовал Бэйла, который большую часть ленты напрочь забывает об эмоциях. И даже финальные сцены не дотягивают до его лучших работ.

По с Лэндором изображают вариации на тему напарников, вместе занимаясь расследованием, из незнакомцев становясь практически друзьями, не глядя на изрядную разницу в возрасте.

Доктор Маркус (Джонс  («Голодные игры», «Шпион, выйди вон!», «Красные огни», «Белоснежка и охотник», «Снеговик»,  «Шерлок», «Кристофер Робин», «Сосны», «Взрывная блондинка», «Бесконечность»). Целитель из академии, достаточно вальяжно относящийся к своим обязанностям.

Его жена (Андерсон («Секретные материалы»,  «Крах», «Американские боги», «Скрюченный домишко»). Яркая, молодящаяся дама, выдавшая одну качественную сцену.

Дочь доктора (Бойнтон («Убийство в «Восточном экспрессе», «Богемская рапсодия»). Единственная девушка на всю округу, предмет томных вздохом массы кадетов. Декадансная, томная девица не самого крепкого здоровья.

Подкинут постановщики пару мыслей на тему самовнушения, в очередной раз удивив тем, насколько проще человек верит в темные ритуалы, нежели в их светлые аналоги. Да попеняют за слабую заботу о домочадцах – ведь уделяй им больше внимания, не ленись прогуляться вечерком навстречу — многих проблем можно было бы избежать.

Негусто, будем честными.

Эрго. Готический детектив с неплохой атмосферой и хорошей работой Меллинга. А вот общее впечатление среднее.

Режиссер: Скотт Купер 

В ролях: Кристиан Бэйл, Гарри Меллинг, Фред Хехингер, Джиллиан Андерсон, Роберт Дювалл, Люси Бойнтон, Тоби Джонс, Шарлотта Генсбур, Тимоти Сполл, Чарли Тахэн 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.