Кэтрин Эддисон «Император-гоблин». — М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2022 г. (Серия: Шедевры фэнтези ). Первый роман цикла «Император-гоблин».
Юность владыки, или Ласковые будни имперского двора/Производственный роман из жизни властителя
18-летний Майя Драджар и в мыслях не держал хоть когда-нибудь очутиться на престоле.
Да, с одной стороны – законный сын императора. С другой – полукровка-гоблин, всего лишь четвертый и нелюбимый отпрыск, мальчишкой сосланный в глухую провинцию.
Однако роковая авария воздушного судна — и Майя под именем Эдревхасивар 7 становится владыкой Эльфийских Земель.
Живи и радуйся? Если бы! Не зря императорский двор сравнивают с болотом, каждый шаг по которому должен быть продуманным и осторожным. Интриги, сплетни, аристократические дома, императорский совет, лорд-канцлер, не собирающийся выпускать из рук управление государством. А ведь есть еще соседние державы, в частности те самые гоблины!
И чтобы не сойти с ума в этом бедламе, сохранить корону, а может и сделать что-то полезное для страны, Майе придется очень сильно постараться.
Романов, рассказывающих о неурядицах различных принцев с принцессами, и непременной возне вокруг трона — хватает. Вспомним хотя бы Тень, Клинки или Бурю. Чаще всего они балансируют между Young adult и взрослым фентези/фантастикой.
The Goblin Emperor гораздо ближе к первому поджанру, подавая сюжет мягко и ласково (на наших глазах за весь роман случится всего две смерти), жестких моментов от него ожидать не стоит. Как и активного действия.
Взамен автор подгонит нам подробное описание жизни юного императора, его становление на фоне болота придворной жизни. Все действие крутится вокруг персоны Эдревхасивара 7, показывая нам картину его развития. Которому практически никто не мешает, напротив, вокруг парня соберется неплохая поддержка, а также идеальный секретарь без амбиций.
Майя на удивление хороший человек, пардон, эльф (тенденция демонстрировать, что властители тоже люди — цветет и пахнет). Полукровка, до 8 лет живший с матерью в изгнание, после отданный в руки жестокого опекуна. Не сломавшийся и не испортившийся в непростых условиях. Слабо образованный во всем, что не касается придворного этикета. Средних умственных способностей. Часто рефлексирующий, сомневающийся в своих способностях трудиться на ответственном посту амператора. Жалеющий о невозможности остаться в одиночестве (императорские телохранители-ноэчарис не покидают своего повелителя даже в спальне, что не слишком, как позднее выяснится, помогает). Напрочь лишенный друзей. Время от времени извиняющийся перед придворными, чем вводит тех в ступор. Тонущий в огромном количестве аудиенций, разрешениях мелких споров. Наивно пытающийся заботится не только о титулованных особах, но и о слугах. Не делающий различия между аристократом и безродным полукровкой.
Майя изо всех сил старается разобраться в нелегкой науке управления государством. Берет частные уроки, напрягает все извилины, выясняя кто кому рабинович в паучьей банке двора. Постепенно из забитого, испуганного подростка становится недурным властителем. Матереет, обрастает политическим мясом, учится щелкать по носу нахалов, настаивать на своем, балансировать между интересами аристократических фамилий и веток власти. Приносить максимальную пользу своей державе. Практически производственный роман о нелегких буднях владыки империи.
Держава, будем честными, не особо оригинальна, да и обильно описанной ее истории нам не подгонят. Поздняя империя, где сидящий на троне отнюдь не является неограниченным самодержцем. В наличии императорский совет – Караджас, своеобразный аналог правительства, где заседают чуть меньше десятка Свидетелей.
Сперва кажется, что перед нами прямой аналог министров, хитро названных для красного словца. Позднее выясняется, что не все так просто.
Функция свидетелей «заключается в том, чтобы говорить за тех, кто не может говорить за себя сам». В частности, имеются Свидетели неживой природы, к примеру реки, если эта самая река фигурирует как предмет спора в суде. Особенно забавно это звучит в контексте Свидетелей от Парламента или Суда: вот такие бессловесные и неспособные у вас институты власти.
Парламент с Палатой Общин и Палатой высокородных. Верховный суд. Университеты. Политеистическая Церковь. И маги, по имени мазы. Они долгое время остаются вещью в себе, делясь с читателями лишь способностью выяснять у мертвых особенности их кончины, да возможностью насылать сон. О! смертельные заклятья у них в арсенале все же имеются.
В наличии вялые элементы стимпанка, типа паровых двигателей, воздушных кораблей, летающих на водороде и пневмопочты во дворце.
А вот к чему было использовать термины: «эльфы» и «гоблины» абсолютно неясно. Ни долголетия, ни особых умений или отношений с природой, автор своим героям не обеспечил. Эльфы – бледнокожие блондины. Гоблины – чернокожие крепыши с глазами ярких цветов. Обзови Кэтрин здешние расы белыми и черными, ничего бы не изменилось.
Или эти названия были введены лишь для того, чтобы дать возможность персонажам вдоволь пошевелить длинными острыми ушами? Это дело здешние эльфы любят, двигая ушками при каждом удобном случае, выражая ими свое эмоциональное состояние, отношение к происходящему. Однако наличие остроконечных, подвижных локаторов не сильно весомый повод обзывать героев эльфами – не находите?
Любопытно: эльфы жутко враждебны к чужестранцам, при этом полукровок в стране пруд пруди. Порадовал внезапно, как черт из табакерки возникший третий народ – некие даченсол, как раз способные похвастать как минимум изрядным долголетием.
Действие идет крайне неторопливо, показывая меж тем максимум дворцовых фишек. Мы познакомимся с обустройством жизни и распорядком дня нового императора. Его попытками вести светскую жизнь, приемами и ужинами с придворными. Побываем на заседаниях совета, поминках предыдущего властителя и Новогоднем балу. Поучаствуем в коронации и расследовании обстоятельств гибели старого императора. Попробуем не налажать во время «дипломатических переговоров со всем миром», сгладить отношения с недовольными новым повелителем-полукровкой. Навестим храмы и место обитания магов. При этом практически не покидая пределов дворца.
Легкую щепоть перчика добавляет ожидание визита главы гоблинской державы. Да интрига с организаторами аварии воздушного судна.
В принципе, если настроится на медитативную волну рутинных дворцовых будней, можно даже не сильно заскучать. Если бы не одно серьезное «но». Хотя перед нами не эпик, типа Мартина, Эриксона или Малицкого, где обилие персонажей оправдано, Эддисон (настоящее имя автора — Сара Монетт) откровенно перегрузила повествование именами, родовыми фамилиями и зубодробительными терминами. В первой четверти книги эта проблема не особенно видна, но дальше вылазит во всей красе. Во всех этих осмерах, осминах и дач`осмеррем с на диво однотипными именами, запутаться — раз плюнуть. Что окончательно не утонуть в фамилиях, напрочь не потерять нить происходящего, частенько приходится отматывать назад, напоминая себе, о ком идет речь, и кто именно появился нынче на сцене.
А вот с описаниями автор напротив, пожадничала. Мир вокруг героев не ощущается, никаких тебе красот или особенностей, истории минимум. Бог с ним с миром, даже императорский дворец, его обстановка, архитектура, почти не удостоились внимания Сары. Хит сезона – удивительные часы в подарок, которыми восторгаются все окружающие. Вот только, почему восторгаются, как собственно выглядят эти великолепные часы, мы так и не узнаем.
Со старта книга обещает больше, чем дает. Тебя «сожрут с потрохами», «не доживешь до следующего дня рождения» пугают наивного Майя, но в результате «жрут» парня откровенно неубедительно. Долгое время все происходит достаточно тихо и мирно, саспенса автор нам откровенно жалеет. Казалось бы, даже подростковая литература нынче вполне реалистична, ан нет.
Да, со временам мы понаблюдаем за более активными интригами, заговорами и покушениями против владыки, но выглядят они откровенно беспомощно. Ну кто так ампараторов свергает? Или табакерку дома позабыли?
Эрго. Неторопливая, лишенная активного действия и особых описаний мягкая и дружелюбная история становления молодого императора. Любителям дворцовой жизни и каких-никаких интриг можно попробовать, правда, нужно быть готовым к перегруженности текста однообразными именами и терминами.