Эквилибриум (Equilibrium), 2002 — рецензия (обзор)

Образцово-показательная антиутопия, или «Теперь ты дракон» (поклон Катерине за напоминание)

Будущее. После третьей мировой войны человечество взялось за ум. Найдена основная причина всех бед цивилизации – эмоции. И препарат, позволяющий отринуть их, будто драную ветошь.

Правда, оказалось, что за гомо сапиенсами, чтобы они вели себя как должно, нужен жесткий пригляд. Возник мощный тоталитарный режим, и орден клериков – супербойцов, охотящихся за эмоциональными преступниками. Без организации Сопротивления тоже не обошлось.

Клерик Джон Престон был верным псом режима, ни на минуту не задумывающимся о том, что может делать что-то неправильно.

Однако вследствие случайности Джо оказывается перед нелегким выбором. Продолжить быть роботом-убийцей. Или окунуться в океан недозволенных и смертельно опасных эмоций.

 

Антиутопии уже не один десяток лет являются одним из самых распространенных жанров как в кино («Гаттака», ««V» значит Вендетта», «Тайна 7 сестер», «Дитя человеческое«) так и в литературе («Младший брат», «Будущее», «Заводная«).

В 2002 году мир увидела одна из практически эталонных антиутопий, со всеми штампами, нелогичностями, перегибами, пищей для ума, берущими за душу всплесками, присущими этому жанру.

Перед нами кондовый тоталитаризм, общество, граждане которого находятся в идеальном для местного вождя состоянии. Бахнул дозу «прозиума» и весь день свободен – тебе наплевать на перегибы родного фюрера, тебя не зацепить ни дружбой, ни любовью. Робот-гитарист, готовый усердно пахать на благо нации. Плюс пропаганда из каждого утюга, мощная карательная машина, концепция единообразия, сводящая всех к состоянию винтиков.

Кажется, явный перебор. Ну какой человек способен на такую жизнь, без романтики в семейной жизни, дружеских посиделок за рюмкой чая, переживаний за любимую футбольную команду?

По мнению постановщиков, если устранить из уравнения эмоции – способен.

В этой ленте мы видим очередную попытку прогулки по дороге, выстланной благими намерениями. Уберем злобу, зависть, ревность и ненависть (создатели ленты, не чинясь, смешивают эмоции с чувствами), изменим людскую природу, принесем в жертву любовь с дружбой, и получим «нового человека». Послушного, неагрессивного, пассивного, никакого. Неспособного ни разрушать, ни строить.  

А ведь выход из ловушки пагубных страстей, на самом деле прост. Осознанность и понимание. Своих побудительных мотивов, инстинктивных порывов, истоков желаний, корней отношения к людям и обстоятельствам. Использование разума не для объяснения собственных инстинктивных действий, а для выбора оптимальных решений.

И никакой «прозиум» этого не заменит.

Кроме пищи для ума постановщики Equilibrium подогнали нам массу религиозных аллюзий, начиная с названий. Тетраграмматон – четырехбуквенное непроизносимое имя бога, клирик – служитель церкви. Концепцию веры в святое слово вождя. Практически прямое сравнение здешнего фюрера с господом.

Парочку любопытных сюжетных нежданчиков.

В очередной раз невинно пострадавшую Мону Лизу.

И немало элементов качественного боевика, чья прелесть основана на спорной, нереалистичной, но красивой боевой системе «ган-ката» (ган – огнестрельное оружие, ката – система боевых движений) – изобретении  парочки из режиссера и хореографа картины. Знатное «пиу-пиу». Смотрится шикарно, но, по отзывам специалистов, работать не может в принципе.

Актеры каши не портят.

Кристиан Бэйл («Американский психопат», «Крутые времена», «Престиж», «Поезд на Юму», «Цветы войны», «Афера по-американски», «Исход: Цари и боги», «Игра на понижение», «Недруги», «Власть», «Ford против Ferrari», «Тор: Любовь и гром«). Каменноликая машина для убийства в начале. Человек, начинающий познавать весь спектр людских эмоций. Как же он активно «не палится» в процессе этого познания! Принимающий сложнейшие решения, свершающий важнейшие открытия и судьбоносные действия.

Шон Бин (обзор творчества тутНе говори ни слова», «Легенды», «Хроники Франкенштейна», «Марсианин», «Восхождение Юпитер») успевший за несколько сцен, практически без реплик, одними глазами создать запоминающийся образ человека, готового на все ради своей загнанной внутрь людской природы. Ставшего также спусковым крючком дальнейших событий.

Эмили Уотсон («Боевой конь», «Эверест», «Чернобыль») – эротично-растрепанная муза для ГГ.

Косяков и нелогичностей в ленте предостаточно.

На кой черт маяться с уколами, не проще помещать ваш драгоценный «прозиум» в воду и еду? Как при такой репрессивной машине возникло столь мощное Сопротивление, нагло обитающее прямо в городе, и способное на глобальное минирование ключевых объектов? Зачем при всех тех бомбах убийство Вождя? Как могла сработать хитрая комбинация, основанная на непредсказуемой случайности (разбитая капсула)? Отчего сперва повстанцы упорно мажут при стрельбе из автоматического оружия, а к финалу внезапно этот «баг» перенимают у них правительственные войска? Чему учили остальных клериков, кроме как выполнять красивые ката и гордо вышагивать с катанами за поясом?

Да и банальность развязки с революционно настроенными матросами, берущими Зимний, откровенно разочаровала. Опять всех убьем и радостно вернемся к истокам (а как же четвертая мировая война, которой люди не переживут?). Наша песня хороша, начинай сначала.

И как вы думаете, кому придется возглавить новое государство («Теперь ты дракон»)? И каковы будут его дальнейшие действия, когда ошалевшие от эмоций люди пустятся «во все тяжкие»?

Эрго. Классическая антиутопия с хорошей пищей для ума и красивыми боевыми сценами.

Режиссер: Курт Уиммер

В ролях: Кристиан Бэйл, Шон Бин, Эмили Уотсон, Тэй Диггз, Энгус Макфадьен, Шон Пертуи, Уильям Фихтнер, Джон Кеог, Дэвид Барраш, Дирк Мартенс, Кристиан Карманн, Мэттью Харбор, Эмили Сьеверт, Доминик Пёрселл, Майк Смит, Флориан Фитц, Дэнни Ли Кларк, Франческо Кабрас, Курт Уиммер, Анатоль Таубман, Брайан Конли, Алекса Саммер, Брайан В. Кук, Мехмет Куртулуш, Дэвид Хеммингс, Клаус Шиндлер

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Эквилибриум (Equilibrium), 2002 — рецензия (обзор)

  1. Олександр говорит:

    1. Хто є Катерина? 😉
    2. Фільм ДУЖЕ нагадав 1984. Фільм не дивився, але книга дуже вразила.

  2. Олександр говорит:

    Одна з небагатьох антиутопій останнього часу, яка ріллі мене вразила 🙂
    Інша — про космічний корабель, який збився з курсу до Марсу 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.