Живите глубоко! или Дети, уходящие с поля боя/«Смерть – дерьмовый повод, чтобы не жить»
17 летняя Илонка была полна планов на будущее. Но человек предполагает…
И вот она уже в частном хосписе для смертельно больных подростков. В старинном особняке Брайдклиф, непростом доме с богатой историей, в компании семи парней и девушек, доживающих тут свои дни.
Будоражащих друг другу нервы страшными историями, рассказываемыми возле очага. Договорившихся, что первый из них, покинувший сию скорбную юдоль, свяжется с остальными, дабы поведать о загробном мире.
И, возможно, в Брайдклифе – полном загадок, видений и теней, этот договор может быть исполненным.
А возможно, страшные истории оживут не только в буйном воображении ребят.
Новая работа талантливого создателя хорроров Майка Флэнегана («Призраки дома на холме», «Доктор Сон», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса») ожидалась с нетерпением.
В Клубе Флэнеган мастерит натуральный альманах фантастических, страшных и странных историй, давая каждому из персонажей не минуту, а несколько часов славы, позволяя раскрыться перед зрителем до донышка.
Во время полуночных сборов Клуба каждый из восьми обитателей хосписа по очереди «создает призрака», рассказывая сагу о своем альтер-эго. Классический прием ненадежного рассказчика, поскольку вместе с элементами правды, ребята прилетают немало вымысла. Либо напротив, вкладывают в фантастические новеллы свои истинные порывы, стремления, мечтания.
Есть среди них более или менее удачные. Некоторые рассказы кидают аллюзии на известные фильмы: то на Терминатора и Игру Эндера, то на Пункт назначения. Нам поведают о призраках, роботах и маньяках. О дьяволе (точнее дьяволице), который никогда не делает людям больно (сами справляются), положительных ведьмах, суициде, странных попутчиках, важных решениях и конце света.
Каждая история не только рассказана, но и показана. Причем персонажи историй воплощаются в исполнении собратьев по Клубу. Подростки активно обсуждаю новеллы прямо по ходу, критикуют неудачные и поддерживают удачные ходы. Действие резко переключается между рассказываемой сагой и хосписом. Слом четвертой стены в действии.
Герои сериала, как я уже сказал, хорошо, пускай схематично, проработаны и недурно сыграны.
Илонка (Бенсон). Центральная протагонистка проекта. Девочка, чье имя означает «Свет», усыновленная приемными родителями. Младшая в классе. Милая, умная, лучшая ученица среди 900 школьников (пардон, вторая среди лучших), серьезно относящаяся к построению своего будущего. Которого у нее не будет. Не теряющая надежды в самых паршивых обстоятельствах. Самая мистически настроенная среди собратьев по несчастью. Тонко чувствующая потусторонний мир. Та, кого посещали видения связанные с Брайдклифом еще до поездки в хоспис. Периодически проваливающаяся в прошлое особняка. Готовая на что угодно, лишь бы избежать незавидной судьбы. Причем не только для себя.
Аня (Кодд). Персонаж, успешно отбирающий зрительское внимание у главной звезды. Ветеран хосписа, повидавшая множество смертей. Страдалица высшего разряда. Язвительная сучка, матерщинница, ощетинившаяся иголками во все стороны. Идеальный ребенок, самостоятельно пустивший свою жизнь под откос. Сильный человек, выживающий в наиболее неблагоприятных условиях.
Кевин (Ригни). Романтический интерес Илонки. Спортсмен, харизматичный парень, душа компании.
Спенсер (Самптер) – гей, заболевший спидом. Ну простите, как без этого. Выросший при церкви. Демонстрирующий неприятие религией, обществом и семьей нестандартных сексуальных отношений.
Сандра (Симон). Глубоко религиозная девочка из столь же верующей семьи. Работающая голосом разума для остальных. Не особо успешно, правда. Показывающая, что даже консервативно верующие, живущие по заповедям, могут принять невозможный для них выбор других людей, ведь: «нельзя любить бога и ненавидеть любовь».
Амеш (Сапкота) – родом из Индии. Фанат видеоигр, поигравший на всех приставках, которые только существуют. Обстоятельный юноша, составивший список того, что нужно успеть перед смертью. Обаятельный раздолбай с большим сердцем.
Шери (Адия) – из богатой семьи, папа — известный продюсер, мать – актриса. Понятно, что на дочь времени не оставалось вовсе. Записная лгунья, самостоятельно пишущая музыку (наверное).
Настуки (Фурукава) – самая слабо проработанная героиня, с депрессией и погибшим отцом.
Восьмерка крепко подружится, становится настоящей семьей, каждый из которой горой стоит за другого. Тоже логично, на пороге смерти важнее не то, с кем ты жил, а с кем умираешь.
Кроме молодежи в сериале задействованы большинство любимых актеров Флэнегана, участвующих почти во всех его проектах. Как-то Гилфорд, Томас («Менталист») или Слойан («По волчьим законам», «Хелстром»).
Также обратите внимание на организатора и владельца хосписа доктора Стэнтон (Лэнгенкэмп («Стартрек: Возмездие»), потерявшую сына от неизлечимой болезни. Тетечку, которая явно знает больше, чем показывает.
Не забывает постановщик о своих фирменных приемах, используя их, впрочем, в гораздо меньшей степени, чем в тех же Призраках. Перещелкивание времен, когда дверь, распахнувшаяся в наши дни, приводит героев в прошлое. Тени и призраки, скользящие вне зрения персонажа, но видимые зрителю. Важные темы, поднимаемые в действиях, диалогах и монологах героев.
Сериал снят по книгам Кристофера Пайка.
В Клубе на удивление много скримеров, что нетипично для Флэнегана, и не особо радует. Обычно его работы берут другим. Шикарным саспенсом, тонким встраиванием потустороннего мира в физический, тонкими намеками на присутствие сверхъестественного.
Здесь же мистика, к сожалению, грубовато подана, и становится самым слабым местом сериала. Сверхъестественная линия в Клубе обещает больше, чем дает. Несколько пиковых мистических эпизодов спущены на тормозах и фактически оборваны, ряд мощных «бу!» не заканчиваются ничем. Неужто Флэнеган уже устал от жанра, принесшего ему известность?
Стержневой сюжет развивается медленно, отвлекаясь на продолжительные истории, рассказанные членами Клуба. В результате проект кажется изрядно затянутым, впрочем, это беда далеко не одного The Midnight Club, а практически всего современного кино. Вдобавок, парни нас ждет вторая серия! Постановщики закончили открытым финалом, явно рассчитывая на второй сезон.
The Midnight Club создан, чтобы поговорить со зрителем о смерти. Что неудивительно, ведь обитатели Брайдклифа находятся на грани перехода в «лучший мир», и призрак Костлявой, уже положивший руку на левое плечо, заставляет вплотную задуматься о близкой кончине. «Смерть становится знакомой» и живет рядом.
Особо обидно, что Разрушительница надежд наступает на пятки подросткам, в большинстве своем еще не познавшим ни любви, ни радости отцовства/материнства, ни счастья от сбычи мечт, или хорошо выполненной работы. Смотреть на лица 17-18 летних людей, которым до могилы остается несколько месяцев, следить за их циничными подколками, за которыми бездна боли – щемяще-тревожно.
Ожиданием смерти сериал пропитан под завязку. Герои говорят о ней постоянно: порой язвительно-саркастично, но чаще со страхом и сожалением. Зло шутят над своими болезнями. Сожалеют о непрожитом. Гневаются на свою несчастливую судьбу. Ведь процесс умирания неостановим, и, невзирая на то, что еще коптите небо — вы уже мертвы.
Что делать в такой ситуации? Смириться с безвременным уходом? Попробовать пройтись как можно дальше по списку вещей, «которые нужно сделать перед кончиной»? Гордится, что прожил больше, чем предрекали врачи? Сидеть и ждать исполнения приговора? Любовно заполнять и корректировать список распоряжений насчет похорон? Завершить все дела, прекратить бесполезную борьбу и красиво уйти? Или попытаться ускользнуть от гибели, отыскать лазейку, чтобы обмануть смерть? Пойти на что угодно, чтобы прожить еще день или месяц?
Искать спасение в нетрадиционной медицине, в природных рецептах? Или культах, вымаливающих ответы с исцелениям у древних богов, ритуалов и духовных практик? А может не стоит играть с силами, которые не понимаешь и не можешь контролировать? Рисковать душой, пытаясь спасти тело?
Или попросту нужно постараться оставаться хорошим человеком в любых обстоятельствах. Прожить отмеренные свыше годы, насладившись каждым мгновениям. Не поверхностно, а во всю глубину – и тогда даже посетивший землю на короткий срок оставит по себе добрую память. Ведь «ничто живое не умирает».
Эрго. Психологический подростковый триллер с элементами хоррора. Много фантастических историй, размышлений о жизни и смерти, о том, как встречать ее приход. А вот собственно мистика, сделавшая имя Флэнегану, в явном загоне.
Режиссер: Аксель Кэролин, Майкл Фимоньяри, Майк Флэнеган
В ролях: Саманта Слойан, Зак Гилфорд, Игби Ригни, Хэзер Лэнгенкэмп, Мэтт Бидел, Аннара Симон, Рут Кодд, Ая Фурукава, Юки Морита, Крис Самптер