Запах женщины (Scent of a Woman), 1992 — рецензия (обзор)

Танго вслепую, или Поездка, изменившая судьбы

Чарльз Симмс был бедным, но неглупым юношей. Ему даже удалось поступить в элитную частную школу и почти добраться до ее окончания. Если бы не выходка троицы «золотых мальчиков», угрожающая поставить под сомнение его будущее…

Денег вечно не хватало, посему Чарли взялся за работу в выходные, связанную с присмотром за слепым подполковником – язвительным и грубоватым Слэйдом. Работу, которая перевернет жизнь не только молодого Симмса, но и уставшего от жизни экс-вояки.

И все ближе понедельник – день, когда на заседании дисциплинарного комитета Чарли придется либо предать товарищей, либо поиметь на свою голову огромную кучу проблем.

 

Шикарный фильм о дружбе, честности и, безусловно, любви к женщинам (хотя их на экране мы почти не увидим).

С отличными актерскими работами и восхитительным ощущением естественности происходящего. Как сказала Катерина: будто в замочную скважину подглядываешь, даже неловко немного. Наблюдаешь за тем, что абсолютно не предназначено для чужих глаз. Отношениями чертовски интимными и до боли откровенными.

Scent of a Woman – экранизация романа Джованни Арпино «Мрак и мёд» (1969), уже гостила на экранах в версии итальянца Дино Ризи (1974)

Понятное дело, все это стало возможно в первую очередь благодаря работе артистов – 52 летнего на тот момент Пачино и 22-летнего О`Доннелла. Составивших один из лучших экранных дуэтов 20 века.

Уставший, измотанный одиночеством, сочащийся ядом подполковник Фрэнк Слэйд (Аль Пачино («Бессонница«, «Ирландец», «Однажды в… Голливуде»). Настоящий мужчина. Эпатажный, хамовитый, циничный, саркастичный, любящий пускать пыль в глаза, жесткий, много пьющий, пренебрежительно относящийся к окружающим. Не любящий людей, считающий американцев подлыми и бесчестными созданиями. Прямо скажем, не самый приятный товарищ. Жутко одинокий, не подпускающий никого на пушечный выстрел. Дразнящий родственников, вызывая у них не лучшие чувства. Адреналиновый маньяк, заигравшийся со своей страстью. Ведь зрение он потерял не во время военной операции. Но была у полковника еще одна страсть, помимо щекотки собственных нервов – женщины. О! Фрэнк действительно любил дам. Всех, прям как Казанова. При этом он не был сексуальным террористом. Он уважал партнерш, и случайных и постоянных. Обратите внимание, как Слэйд приводит себя в порядок перед визитом к жрице любви. И платок!

В процессе Фрэнк развивается, немного оттаивает при общении с Чарльзом, постоянно пробует его на «вшивость», удивляется его выбору, принимает важные для себя и юноши решения. Собирается с силами жить дальше, изменив отношения к некоторым представителям рода людского.

А как шикарно показаны смены настроения! Железная решимость, отчаяние, мимолетный восторг от общения с Феррари, ступор. Нюансы общения с дамами. Чеканная финальная речь.  

Пачино отлично передает особенности поведения слепого человека, с тем самым взглядом в никуда и неожиданными сюрпризами. Ведь с утратой зрения на передний план выходят остальные чувства. У полковника уникальное обоняние, острейший слух, развитая тактильность. В хорошем настроении он способен станцевать танго на зависть зрячим. Определить внешность и настроение собеседника по запаху и паре прикосновений. Иногда создается впечатление, что термин «шестое чувство» придумали не зря. 

Что особенно ценно, юная часть дуэта мало в чем уступает маститой старшей. Крис О`Доннелл,  на тот момент считавшийся весьма перспективным лицедеем (по большому счету его карьера не сложилась – Робин подкосил), показывает нам наивное, доброе создание, которых поискать в нынешнем эгоистичном социуме. Чарли естественен, смотрит на мир широко открытыми глазами, вызывает искреннее желание защитить сие существо не от мира сего. Хороший, добрый парень, искренне считающий, что закладывать соучеников (пускай и козлов) нехорошо. Причем, не по той причине, что во время дальнейшего обучения в условном Гарварде он может стать для них изгоем. А потому, что так неправильно. Особенное спасибо, за то, что Чарли не выглядит блаженным рыцарем без страха и упрека, типа Дон Кихота. Он мучается сомнениями, сожалеет о несбывшемся, предпринимает нелегкий выбор. Находит в полковнике  утраченного отца, надоедливого старикана и старшего товарища одновременно.

Небезынтересны размышления полковника о жизни, как танце, чести и приспособленчестве современного общества. Слэйда понять можно, военным, чья жизнь напрямую зависит от поддержки товарища, его готовности прикрыть твою спину, очень сложно принять подход гражданских, готовых ради продвижения по службе утопить кого угодно: свата, брата, друга.

Имеется несколько забавных (к примеру, история с копом), масса трогательных моментов. Один отличный танец, шикарные машины, бурлящий дух Нью-Йорка. Неплохо передана атмосфера элитных частных школ, готовящих своих выпускников к поступлению в заведения Лиги плюща.

Фильм мужской (значимых женских персонажей здесь практически нет), и может дать немало представителям сильного пола любого возраста. Юным – рассказать о том, почему стоит проявлять честь и благородство. Пожилым о том, что на свете есть еще хорошие люди, ради которых стоит жить.

Эрго. Отличная история о неожиданной дружбе (сразу вспомнилась «Зеленая книга»), одиночестве, его преодолении, наивности, чести, предательстве. История на диво искренняя, естественная, с хорошей атмосферой и мощными актерскими работами.  

Режиссер: Мартин Брест

В ролях: Аль Пачино, Крис О`Доннелл, Джеймс Ребхорн, Габриэлль Анвар, Филип Сеймур Хоффман, Ричард Венчур, Брэдли Уитфорд, Рошелль Оливер, Маргарет Эджинтон, Том Риис Фаррелл, Николас Сэдлер, Тодд Луисо, Мэтт Смит, Джин Кэнфилд, Фрэнсис Конрой, Джун Скуиб, Рон Элдард, Сэлли Мерфи, Майкл Санторо

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.