Приключения мальчика с собакой, Остроменцкая Н., Бромлей Н.

Надежда Остроменцкая, Наталья Бромлей «Приключения мальчика с собакой». — М., Детская литература, 1980

Юный спартаковец, или Путешествие в Древний Рим

14-летний сицилиец Клеон абсолютно не так планировал свой день. Думал попасти овец, покупаться в ласковом море, поиграть со своим любимым псом Львом.

Взамен этого мальчик с собакой сперва оказывается в лапах кровожадных пиратов, а затем в рабстве у римского сенатора.

Так бы и сменилась неволей свободная жизнь пацана, и вряд ли была долгой, если бы не год, стоящий на дворе.

74 год до нашей эры.

Время, когда в грязь падали золоченные римские орлы, и дрожали от страха стены Вечного города.

Страха перед презренным гладиатором Спартаком.

 

Восстание Спартака было среди советских мальчишек одним из популярнейших событий Древнего мира. В первую очередь благодаря роману Раффаэлло Джованьолли. Однако даже великого романа итальянца нам тогда не хватало, и в попытках отыскать больше информации о событиях 74-71 годов пытливые юные умы старались дотянуться до новых книг на эту тему.

До появления шикарного романа-исследования Андрея Валентинова «Спартак», постаравшегося дать ответы на многие вопросы, и не преминувшего поставить ряд новых, оставалось чуть менее 20 лет. А о Гладиаторах мы попросту не знали.

Одной из книг, за которую хватались в этом самом поиске пионерские ручонки, был как раз «Мальчик с собакой». Роман откровенно подростковый, советский yong adult, так сказать, но радующий отличным погружением в эпоху и массой нюансов древнеримской жизни. Не зря его включали в список рекомендованной литературы для внеклассного чтения. Авторы, при немаловажной помощи научного редактора и спеца по древнеримской истории Марии Сергеенко, дарят юному читателю карманный справочник, энциклопедию-лайт по жизни Вечного Города времен конца республики.

Мы увидим жизнь сицилийских пейзан, противостояние между бедными и богатыми крестьянами, веселые будни пиратов, утилитарное отношение к рабам, которое даст настрой всей книге. Узнаем о сложностях античного мореходства, побываем в лагере легионеров и на стоянке маркитантов. Увидим торговцев рабами (глаза б на них не глядели). Посетим Великий Рим, пройдемся его узкими, запруженными людьми улицами, заглянем на Форум, в пекарню, кузню, оружейную мастерскую. Поживем на сенаторской вилле, познакомимся с особенностями ведения сельского хозяйства в древней Италии.

Конечно, акцент в романе сделан на быт рабов (1959 год, и страна написания вполне определенная). Но и без будней свободных (и весьма влиятельных) граждан Рима нас не оставят. Архитектура республики, обычаи, похоронные церемонии, ритуал-договор обращения в рабство, философские изыскания отдельных римлян, прочие особенности жизни невольников и господ. Плюс куча терминов, некоторые из которых я даже успел подзабыть.

Да, при всех сильных сторонах романа, недоговоренностей в нем также хватает.

Полностью за кадром осталась политика, составлявшая плоть от плоти и кровь от крови практически всех жителей города на семи холмах. Ну ладно, простим — yong adult, все-таки.

Спартаковцы и лично Спартак в книге выглядят белыми и пушистыми защитниками обездоленных (тонкий намек – это, мягко говоря, не совсем так, подробности у Валентинова).

Битв в романе нет как класса, да и с внешним действием как таковым, здесь не все «слава богу». Особенно обидно, когда книга, по внутренним ощущениям требующая объема, сравнимого с тем же «Спартаком» Джованьолли, обрывается на полуслове, «делая монтаж» и завершая повествование так, будто авторам несколько надоел их персонаж.

Юный Клеон, с одной стороны является для читателя протагонистом истории, с другой – наблюдателем, зрачком, окуляром, через который мы знакомимся с Древним Римом. Пацан ни на что не влияет, никого не спасает, он не герой в привычном (особенно для юного поколения) смысле слова. Он просто живет, теряет, находит, мечтает, позволяя нам проникнуться духом эпохи.

А вот прием показывать буреносные события не через призму главных фигур, а наоборот обычных людей, наших с вами соседей, интересен и имеет право на жизнь. Этот же прием отлично сыграл в сериале «Рим».

Эрго. Подростковая энциклопедия жизни Древнего Рима времен поздней республики. Отличное погружение в эпоху, возможность проникнуться временем двухтысячелетней давности. А вот малое количество действия, некоторые недомолвки, а особенно финальный «монтаж» к достоинствам романа отнести не выйдет. Если бы авторы не поленились провести Клеона по всем тем кровавым годам, не перескакивая, был бы и вовсе шик. Но и так вещь вышла достойная.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.