Хоррорный винегрет, или Червивое проклятие под крики козодоев / История, тянущаяся поколениями
Капитан китобойного судна Чарльз Бун не собирался менять профессию. До момента смерти жены от туберкулеза, а также известия о наследстве от кузена, оставившего Буну фамильное поместье и лесопилку.
Чарльз берет детей в охапку и перебирается на сушу.
Однако все не так благостно, как может показаться. Жители соседнего городка люто ненавидят всех членов семейства Бун. Да и сам особняк, где произошла не одна смерть, таит в себе зловещие секреты.
Экранизаций Кинга, будем честными, немеряно. Только за последнее время мы увидели «Мглу», «Под куполом», «11/22/63», «Оно», «Тёмную башню», «Касл-Рок», «Кладбище домашних животных», «Доктора Сон», «Чужака», «Историю Лизи». Не позабыли постановщики и короткую форму Мастера Ужасов. Chapelwaite снят по мотивам рассказа «Иерусалимов удел» 1978 года (вдохновленного, в частности, лавкрафтовскими «Крысами в стенах»).
Чепелуэйт/Чапелвэйт переводится с английского как Часовня Ожидания.
Проект вышел атмосферным, но медленным и затянутым (неудивительно – рассказ расплющить на 10 серий) и намешавшим внутри себя слишком много всякого — эдакий хоррор-винегрет.
Тут вам и обрывки историй о таинственных мистических особняках, и родовые проклятия, и древние культы в духе Лавкрафта, и магические книги, и закрытые общины с жуткими устоями, и маниакальные состояния, и постаповские зарисовки, и банальные кровососы. Да еще и социальные напевы!
К сожалению, не всем из них из них удается раскрыться в полной мере, и ни в одном из поджанров сериал не показывает ничего нового. Взамен пытаясь соорудить из этого многообразия вменяемое блюдо. Выходит не всегда.
Только начинаешь настраиваться на одну из тем, как постановщики подбрасывают новый элемент, который порой неуместно смотрится рядом со старым. Временами начинает раздражать. Иногда вызывает здоровый детский смех, особенно в случае стандартного до тошноты позера-Иакова, совершающего сюжетообразующие детские ошибки.
В плюсы Chapelwaite можно занести общий колоритный антураж маленького, удаленного американского города начала 19 века, живущего под леденящие крики козодоев в нежно «любимом» Кингом штате Мэн. Дома и улицы которого по ночам освещаются неверным огнем масляных ламп, а за пределами небольших кругов света царит темнота. Где все всех знают, власть олицетворяет один единственный констебль, а из щелей активно лезут пуританские привычки и предрассудки.
Мимо социальных аспектов того нетолерантного времени постановщики, конечно же, пройти не могли.
К неграм тут, как полагается, пренебрежительно-расистское отношение, а за поцелуй с белокожей дамой сына Африки и вздернуть могут. Сами дамы тоже не в особом шоколаде. Угнетают, мужики-паразиты. Приветствуются чинные матери семейства в чепчиках, а на молодых бунтарок, сражающихся с навязанными обществом устоями, смотрят откровенно косо. Таких, правда, в Углу проповедников ровно одна штука.
Приятно выглядит интрига о том, что собственно происходит в мрачном особняке Чепелуэйт, выжившая половину сезона. Впрочем, даже в ней полно предсказуемых моментов. Ну, конечно, думаем мы, вот сейчас вылезут твари, а вот сейчас найдут слабое место среди героев, и мы даже знаем какое. Или как не догадаться о том, кто именно поднимается нынче по лестнице. А вон и сборная команда добра намечается. И что характерно, в предположениях не ошибемся. Ай, какие мы умные!
Побалуют нас создатели сериала редкими флеш-беками из времен, давших старт проклятию Бунов. Тут как раз можно было бы и попространнее.
Погонят зрителю даже бестолкового экшена, в процессе которого персонажи не прекратят терзаться рефлексиями и страдать по своим тяжким судьбам.
Еще одной составляющей проекта стала картина зарождающегося безумия с галлюцинациями, видением невидимого, опасностью для окружающих, активным эмоционированием, странными речами. За нее отвечает Эдриан Броуди (обзор творчества тут («Пиджак», «Острые козырьки», «Отель «Гранд Будапешт»»).
Суров, но как на меня недостаточно для капитана-китобоя, вынужденного держать в море железной хваткой сотню бескрышных мореходов. Хотя с местными бузотерами капитан разобрался знатно. Задумавший продвинуть прогресс и срубить чуток денжат для себя, а не для осточертевших владельцев кораблей. Эдакий строгий, но справедливый отец, искренне любящий своих чад. Переживший в детстве мощную психотравму, во многом сформировавшую его личность. Человек, потихоньку погружающийся в пучину галлюцинаций, сомневающийся в собственном разуме. Переживающий на тему своей безопасности для близких. Хватающийся за любую соломинку, обещающую вытянуть его из этой напасти. Упрямый (порой даже слишком), не привыкший легко сдаваться. Упорно не желающий видеть опасность и свалить из ловушки к чертовой бабушке. Приятный образ, хотя не без нюансов.
А вот и та самая белая ворона Угла проповедников. Ребекка Морган (Хэмпшир). Девица стремящаяся стать репортером и писателем. Олицетворяющая женскую борьбу за свои права. Закончившая колледж, боевитая, передовая, активно ищущая историю для книги и жаждущая зарабатывать писательством. Привязывающаяся к семейству Бунов, по уши влезающая в их историю.
А теперь пару слов о рассказе, ставшем искаженной и дополненной основой для сериала. Описываются события двух временных линий – современности, то бишь1850 года и дневниковые записи деда Чарльза Роберта из 1789-го.
Создан рассказ в эпистолярном жанре, от первого лица, представляя собой письма Чарльза Буна, прибывшего в поместье после смерти жены. Никаких спиногрызов и Ребекки при нем нет и в помине, взамен в наличии верный секретарь и помощник Келвин (некоторые записи принадлежат его перу). О роде занятий Чарльза не говорится (похоже, праздный аристократ), но явно не китобой. Все происходит без побочных линий, социальных этюдов, лесопилок, особого описания быта жителей соседней деревни и прочих рассусоливаний. Есть тайна особняка, покинутый город, загадки предков: «цели ясны, задачи определены, за роботу товарищи!». Сильна линия рока, осознание героем власти над ним этого самого рока. Героических сражений также не обнаружено. Имеется книга, особняк, немертвые (изрядно отличающиеся от сериальных), но в формате рассказа смотрятся эти элементы достаточно гармонично.
Эрго. Жутко растянутая, предсказуемая, но все же атмосферная «вампирская» история с густым домесом из разных хоррор-подтем.
Режиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен, Майкл Нанкин
В ролях: Эдриан Броуди, Эмили Хэмпшир, Дженнифер Энс, Сирена Гуламгаус, Иэн Хо, Трина Коркам, Горд Рэнд, Женевьев ДеГреэйвс, Аллегра Фултон, Дин Армстронг