Под крылом Предназначения, или Геральт и его женщины
Геральт из Ривии служил ведьмаком. Ну знаете, чудовищ к ногтю прижать, деньжат срубить, по дорогам поколесить, в историю неприятную влипнуть. И не в одну.
Цирилла из Цинтры трудилась принцессой. Тоже работа не сахар. На балах поплясать, лицом поторговать, с родственниками попикироваться, бабушкины уроки выслушать, ухажеру руку подать.
Они не знали, или не обращали внимания, что предназначение уже простерло над ними свою длань. До той самой поры, пока войска Нильфгаарда не взяли Цинтру, а Геральт не вспомнил о своем Ребенке-неожиданности.
А значит день, когда предназначение возьмет свое, все ближе.
Анджей Сапковский стал вторым после Лема представителем польской фантастики, несущим знамя демиургов Ржечи Посполитой по всему миру. После появления игры по Ведьмаку, имя Геральта из Ривии и вовсе оказалось в умах миллионов людей. В частности Генри Кавилла («Звездная пыль» (http://perekat.kiev.ua/звездная-пыль-stardust-2007-рецензия-обзор/ ), «Война богов: бессмертные» (http://perekat.kiev.ua/война-богов-бессмертные-рецензия-о/ ), «Человек из стали» (http://perekat.kiev.ua/человек-из-стали-man-of-steel-2013-рецензия-обзор/ ), «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (http://perekat.kiev.ua/бэтмен-против-супермена-batman-v-superman/ ), «Лига справедливости» (http://perekat.kiev.ua/лига-справедливости-justice-league-2017-комикс/ ), «Игра Ганнибала» (http://perekat.kiev.ua/игра-ганнибала-nomis-night-hunter-2018-кавилл/ ), актера, полюбившего Белого волка. Посему когда стало известно о намерении во второй раз перенести Ведьмака на телеэкраны, Генри активно (по слухам даже слишком) предложил свои услуги в качестве выпускника Каэр-Морхена.
Ожидания фанатов, особенно после спорных трейлеров, были неоднозначными, но, сериал, за исключением пары-тройки нюансов, оказался вполне приемлемой экранизацией отличной книги.
В первом сезоне мы увидим несколько историй из первых двух ведьмачих томов — «Последнее желание» и «Меч Предназначения», смешанных с плодами богатой и нездоровой фантазии сценаристов (Вильгефорц, что с тобой?).
Твердого следования хронологии не ждите. Постановщики покажут нам несколько временных линий, переключаемых и переплетаемых самых причудливым образом. Резня в Блавикене соседствует с разрушением Цинтры. Юность Йеннифэр с бегством Цири. Знакомство Геральта и Лютика с разборками со стрыгой. Драконий поход с историей Йожа и Паветты. Джинн с Брокилоном. Причем когда именно происходит действие, порой понятно не сразу. Нелинейный подход к повествованию может стать проблемой для людей, незнакомых с миром. Хотя у создателей сериала получилось окунуть зрителя в его атмосферу. В первую очередь благодаря отличным съемкам природы. Суровые заснеженные леса. Величественная громада то северного, то тропического Брокилона. Циклопические горы с головокружительными обрывами. Холмистые равнины, беспощадные пустыни и ласковые морские берега. Почему-то Польша (что было бы чертовски логичным) не удостоилась стать местом съемок, зато по Центральной Европе, в частности по Венгрии съемочная группа поколесила изрядно. Также в «Ведьмаке» мы увидим некоторые из Канарских островов.
Есть тут на что посмотреть и помимо природных красот. Разнообразные чудища (а вот дракон откровенно не дотянул, что ж ему не везет-то так), изничтожаемые Геральтом. Рыцари и балы при королевских дворах. Кружащиеся под руку с венценосцами в танцах чародейки. Беспощадная к девичьим слабостям островная Аретуза. Наполненные жизнью, чумазые средневековые города и пасторальные селения с парой реверансов в сторону Восточной Европы в виде «кметей», или «кажи».
Акцента на стратегическую обстановку постановщики пока не делают, картину мира поясняя слабовато. Есть злые фанатики-захватчики, есть свободолюбивые северные королевства. Пока хватит.
Нильфгаард, кроме армии вторжения в Цинтру и Кагыра, за кадром. Больших сражений, за одним показанным вскользь исключением, и, пожалуй, битвы при Соддене, снятой с исключительным акцентом на чародеях, нам не подарят. Впрочем, об этом создатели Witcher предупреждали заранее, тем более у них в планах целых семь (!) сезонов и все может измениться.
Персонажам меж тем в старании не откажешь.
Геральт в исполнении Кавилла действительно чересчур шкафообразно-амбалист, пафосно-серьезен и демонстрирует весьма ограниченный актерский диапазон, собственно как всегда. Каменная физиономия, периодически сменяемая редчайшими всплесками эмоций, гневным взглядом и сжатыми суперменскими челюстями. Его невозмутимости могут позавидовать лучшие из самураев «видящих Фудзи и сакуру в цвету». Как и непробиваемому фатализму, отстраненности, уверенности в себе. Да, время от времени он рефлексирует по поводу своей мутантской природы, но делает это не очень убедительно. В принципе, такой вариант Геральта, будучи изрядно упрощенным и выхолощенным, тем не менее, довольно близок к оригиналу, и имеет право на жизнь. Как и прилипчивая «зараза» (жаль не «холера», интересно как в оригинале) — атмосферна, уместна и хороша. Жаль, юмором и самоиронией эта версия ведьмака похвастать не может. А вот технику боя Генри поставили впечатляющую и эффективную. Боевые сцены с его участием заставляют следить за собой, затаив дыхание.
Забавно наблюдать за внешностью ведьмака. Продуманные, небольшие гламурные шрамики, придающие его лицу дополнительную мужественность. С одной стороны, он почти не бывает чистым и ухоженным, волосы часто спутаны, лицо в грязи. Вроде как натуралистично. Однако с реальной грязюкой, невозможностью следить за собой в дороге, колтунами от сна в лесу около костра, то, что изображено на Геральте, спутать сложновато. За всем этим видна четкая работа десятков стилистов и гримеров.
Линия Йеннифэр (Чалотра) изрядно расширена и стала одним из самых спорных моментов проекта. Нам покажут будущую возлюбленную Геральта еще в бытность ее молодой горбуньей, активно шпыняемой односельчанами. Мы увидим ее первые шаги в Аретузе, поглядим на ее обучение. Узнаем о наличии у нее эльфийской (!) крови. Подробно и неаппетитно понаблюдаем за обретением красоты. Столкновениями с Капитулом, ее первыми шагами в качестве королевской и практикующей чародейки. Будем честными, настолько подробный показ прошлого Йен откровенно излишен. Очередной визит в столь любимую нынче магическую школу, очередное тяжелое обучение, любовная связь с Истреддом. Это экранное время, как на меня, можно было бы потратить с большим толком. Линия взрослой Йеннифэр адекватна. Властолюбие, жесткость, желание заиметь ребенка, сложные отношения с Ведьмаком – все как полагается.
Цирилла (Аллан) хороша и вполне на своем месте, разве что выглядит чуток менее «эльфявой», чем представлялось по книге. Юная княжна под крылом Львицы из Цинтры. Сорванец, способный сбежать из дворца для игры с уличными мальчишками. Девочка, искренне наслаждающаяся танцем на балу и дружескими перепалками с Эйстом. Ребенок, чей мир рушится у нее на глазах. Беглянка, упорно преследуемая и переполненная ужасом. Человек, попавший в сложнейшую ситуацию и лишенный всего, что имел ранее.
Лютик (Бэти) – «раздолбаист», уместно нагловат, незатыкаем, абсолютно некорректен, приятен, выдавая нам баллады в стиле рок. А его «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» цепляется не хуже наших популярных шлягеров.
А вот к Калантэ (Мэй) вопросов хватает. Вместо умнейшей, хитрой, коварной властительницы, перед нами простая как двери воительница, ведущая себя порой как базарная баба. Обидно за Львицу из Цинтры.
Без обожаемой нынче политкорректности постановщики, естественно не обошлись. То, что у Сапковского постулировалось умно, уместно, натурально, через картину мира и населяющих его существ, у создателей сериала подается в лоб, в излюбленной американцами манере. Если тяжелая судьба женщин – то в банальном монологе Йеннифэр (а как же чародейки, фактически управляющие многими королями?). Если расовые конфликты – то через темнокожего (!) эльфа (и это не дроу), семью которого вырезала злая Львица (что-то я не припомню в оригинале репрессий Калантэ по отношению к эльфам, ошибаюсь?). К обилию негров в местах, где их быть не может в принципе, мы уже как-то привыкли. Да и карликов многовато (причем появившихся на экране до того времени, когда прозвучало слово «краснолюды»).
Допплеров постановщики, похоже, особо не любят, сделав одного из них натуральным Декстером без твердых папиных моральных принципов.
С доспехами нильфгаардцев, действительно вышло неловко. Вместо «пугающих и странных» воинство Эмгыра выглядят как чопорные выпускники протестантских вузов, по нелепой случайности, напялившие дизайнерские костюмы в рюшах.
С дриадами тоже нехорошо получилось. Население Брокилона в Witcher оказалось натуральным первобытным африканским племенем, без луков, зато с копьями и арбалетами (!).
Грязи, кровищи, выпущенных кишок в сериале хватает (ну это вполне в духе пана Анджея). Как и гламура в исполнении чародеек, которого можно было бы и поменьше (хотя ожидалось еще хуже).
Имеются приятные хорроровые моменты и красивейшие кадры, связанные с Ведьмаком в различных природных, городских и подземельных локациях. Запоминается перекличка между «общением» Геральта со стрыгой и «перерождением» Йен.
Музыкальные темы изредка навязчивы, но по большей части уместны и заметны.
Практически с первых кадров чуть ли не каждый персонаж, включая встреченную на улице собаку, считает своим долгом упомянуть предназначение и его влияние на происходящее. Перебор.
Эрго. Невзирая на обязательные толерантные американизмы, когда неуместную, когда ненужную отсебятину (такие сцены гораздо слабее снятых «по Сапковскому»), на диво приятная экранизация «Ведьмака» — особенно после заниженных ожиданий.
Режиссер: Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсиа Лопес
В ролях: Генри Кавилл, Фрейя Аллан, Аня Чалотра, Джои Бэти, МайАнна Бёринг, Том Кэнтон, Имон Фэррен, Бьерн Хлинур Харальдссон, Адам Леви, Джоди Мэй, Ларс Миккельсен, Мацей Мусял, Мими Дивени, Ройс Пирресон, Уилсон Раджу-Пухальте, Анна Шаффер, Амит Шах, Наташа Кулзач, Имоджен Дэйнес
Обзор второго сезона Ведьмака читайте тут