Стрельба глазами, или За киборгами будущее
26 век. Когда доктор Дайсон Идо (Вальц), занимающийся созданием и ремонтом киборгов, нашел на свалке остатки одного из них, он и не думал, что этим даст толчок воистину судьбоносным событиям.
Восстановленный киборг с огромными глазами и лицом прекрасной девушки, получивший от доктора имя Алита (Салазар) не помнила ничего из своего прошлого. Но, как оказалось, отменно владела боевыми искусствами, причем их редкой и давно забытой разновидностью.
Вскоре Алита обзаводится не только друзьями, но и смертельными врагами. А главное, привлекает к себе пристальный интерес кое-кого из небесного города Залема. Города населенного высокомерными снобами, считающими всех живущих внизу скотом и быдлом. Города, похоже, имеющего прямое отношение к ее прошлому.
Я абсолютно спокойно отношусь к японской манге и прочему аниме, сталкиваясь с ней исключительно на больших экранах, в вариантах типа «Призрака в доспехах» (http://perekat.kiev.ua/призрак-в-доспехах-ghost-in-the-shell-2017/ ). Посему мне не нужно было сравнивать Alita с оригиналом и заниматься прочими японоведческими глупостями. Можно было просто посмотреть фантастику. А точнее яркую подростковую антиутопию, густо смешанную с киберпанком.
В первую очередь «Алита» вышла попросту красивой, на все свои 170 лимонов, в этом походя на юношеские «Первого игрока» (http://perekat.kiev.ua/первому-игроку-приготовиться-ready-player-one/ ), «Хроники хищных городов» (http://perekat.kiev.ua/хроники-хищных-городов-mortal-engines-2018/ ) или «Валериана» (http://perekat.kiev.ua/валериан-и-город-тысячи-планет-valerian-and-the-city-of-a-thousand/ ). Висящий в небесах гигантский мегаполис. Чахнущий в его тени, жутко депрессивный Железный город, где киборгов и существ с имплантами, больше чем обычных людей. Разрушенные 300 лет назад и упорно не ремонтируемые небоскребы. Охотники за головами, заменившие полицию. Одноколесные мотоциклы (тоже верно, чего ресурсы переводить). Запрет на огнестрельное оружие, соответствующий подъем спроса на «холодняк» и разные «приблуды», типа стрелометов со стрелками на цепях. К оружию, используемому при моторболе, постановщики подошли с особым вдохновением, чем тут только не пытаются извести соперника своего! Крышесрывные и кровавые спортивные состязания, см. тот же моторбол. Забавные приколы типа трехрукого гитариста, играющего на двух грифах и 18 струнах сразу. Огромное количество различного вида, формата и способа сборки киборгов и вовсе стало одной из фишек картины. У некоторых кроме головы или лица, не осталось ни одной людской части тела. У некоторых изменения минимальны. У некоторых заменена рука, нога или сразу все конечности. В статике или плавном движении смотрится «на ура». А вот во время экшен-сцен недоработки совмещения людского лица и рисованного тела порой вылазят боком.
Да, картинка откровенно «мультяшная», что ни капли не удивительно. Ведь перед нами и есть мультфильм с вкраплениями настоящих человеческих лиц. Имеются персонажи без имплантов, полностью остающиеся в выделенных богом человеческих телах, но они воспринимаются исключением в этом анимационном, нарисованном, киборгизированном мире.
Фильм снят на манге «Gunnm» («Сны оружия») Юкито Кисиро (1990-1995).
Особенно если учесть, что главная героиня создана с помощью технологии захвата движения актрисой Розой Салазар. Алита стала еще одним приятным моментом картины. Перед нами образ, типичный для аниме. Огромные глаза чуть ли не на пол-лица, небольшой рот, субтильное сложение. Но у Розы и компьютерщиков получилось сотворить яркий образ, в который попросту влюбляешься. Открытый всему миру, наивный ребенок в начале, едва осознающий себя и свое тело, ведущий себя как маленький щенок, не ожидающий ни от кого подлости. Полный восторга, счастья и воспринимающий окружающее с неподдельным интересом и восхищением. Та, о ком так и тянет позаботиться.
Открывающая свое боевое прошлое и столкнувшаяся с темными сторонами Железного Города и людей. Впервые переживающая основополагающие человеческие эмоции: любовь, ненависть, жажду боя.
Пережившая падение, гибель и воскрешение (не слишком тонкие намеки на Мессию скрещенного со Светоносным?). Полностью осознавшая тезис «Никогда не сдавайся». Познающая себя и растущая над собой. Восставшая против небес. Если бы такого персонажа создала лицедейка без помощи компьютерных технологий, это была бы серьезная заявка на Оскар. А так перед нами еще одно доказательство того, что Motion capture активно наступает на позиции живых актеров, а компьютерная графика творит чудеса. Будто недостаточно было Горлума со Смогом , или Цезаря.
По остальным актерам.
Кристоф Вальц ( «Мушкетёры», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный», «007: Спектр», «Тарзан. Легенда») сыграл в «Алите» не очень типичную для себя последних годов роль. Не подлеца-маньяка, а приличного доктора и заботливого отца. Не шедевр.
Махершала Али («Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Люк Кейдж», «Свободный штат Джонса», «Скрытые фигуры», «Зелёная книга», «Настоящий детектив», 3-й сезон), наоборот, тут предстает в злодейской ипостаси. Опять же ничего особенного, разве что переключение личностей сделано неплохо, особенно в финале.
Впрочем, картина аж никак не актерская, так что и выкладываться там по полной явно никто не намеревался.
А вот боевка порадовала. Она абсолютно нереальная, сказочная, фантастмагорическая, когда худенькая барышня расшвыривает огромных металлических киборгов, напрошь отшибая им конечности («сила не тела, но разума»). При этом завораживает и заставляет следить за экшеном, затаив дыхание.
Сценарий откровенно уступает визуалу. Если отвлечься на секунду от пиршества для глаз, мы видим, что история стандартна, вторична, наивна и снисходительно-пубертатна. Впрочем, я бы не сказал, что имело смысл ожидать чего-то другого.
С финалом также не сложилось. Этого самого финала попросту нет. Постановщики понадеялись на продолжение, и оборвали рассказ на полуслове. А с продолжением практически наверняка не сложится. 400 лимонов сборов при 170 бюджета об этом прям- таки орут. Ну когда, они наконец, запомнят, что не надо безбожно раздувать бюджеты. Сколько уже раз на этом молоке обжигались. А на воду так до сих пор и не дуют.
Эрго. Красивый киберпанковско-антиутопический мульт.. пардон фильм, радующий визуалом и главной анимешной героиней. А вот сценарий вообще и банальность в частности к сильным сторонам не отнесешь. Как и открытый (а точнее оборванный в ожидании сиквела, которого, скорее всего не будет) финал.
Режиссер: Роберт Родригес
В ролях: Роза Салазар, Кристоф Вальц, Дженнифер Коннелли, Махершала Али, Эд Скрейн, Джеки Эрл Хейли, Кин Джонсон, Хорхе Лендеборг мл., Лана Кондор, Идара Виктор