Дэвид Вонг «В финале Джон умрет». — М.: АСТ, 2018. Серия: Мастера ужасов (Первый роман цикла «В финале Джон умрёт»).
«Дьявол ухитрился убедить человечество в том, что он – единственный», или Ужас и хохот
Дэвид был обычным парнем, живущим где-то в американской глубинке в городке без названия. До той поры, пока он, и его друг Джон не познакомились с необычным наркотиком, способным открывать дверь в иные миры. И то, что появилось из-за этой двери, оказалось крайне недружелюбным.
Теперь в опасности жизни не только Дэвида с Джоном, но и, похоже, всего человечества. Но разве это повод прекратить стебаться над ситуацией?
Юмористическая фантастика довольно специфический поджанр. А уж смешанная с хоррором и подавно. Как корректно совместить два противоположных подхода к рассказываемой истории: ужас и хохот? Плюс очень сложно выдержать грань между пошлостью и хорошим юмором. Дэвид Вонг даже не пытался. Он решил взять другим. Абсурдностью ситуации, фантасмагорией, ощущением пребывания автора и читателя под веселящими препаратами.
С этой задачей Вонг справился. Книга действительно вышла оригинальной, вот только далеко не каждому такая оригинальность придется по нутру.
Вонг смешал тему «похитителей тел», наркотика под названием «Соевый соус», открывающего любопытные возможности человеческого организма (естественно не просто так) — привет от «Областей тьмы», демонов, преисподней, других миров, сдобрив все это нездоровой долей расчлененки, бреда, безумия, галлюцинаций, психоделики и американского юмора, с его непременными сексуально-фекальными мотивами.
После классической борьбы группы героев с ужасным злом в духе раннего Кинга или «Кусаки», наступает время приключений в стиле Дина и Сэма Винчестеров (http://perekat.kiev.ua/сверхъестественное-рецензия-обзор/ ) с ожиданием беды, пустыми домами, психологическими этюдами, воспоминаниями юности, и, конечно же, монстрами.
Местами нас ждет натуральный треш – ехидный, кроваво-несерьезный, аляповатый, абсурдный, но вполне способный удержать ваше внимание и заставить следить за происходящим с легкой долей отвращения и недоумения. Крепкий желудок в такие моменты читателю не помешает. Затем его сменяет откровенная комедия, чаще всего подростковая. Затем автор нагнетает обстановку. Периодически всплывает какой-нибудь бог из машины. Затем следует активный экшен, когда герои из последних сил противостоят злобным вражинам. Потом – затишье, небольшая пауза перед повышением ставок. Следом очередное нагнетание. И так по кругу.
Что забавно, даже при таком нетривиальном подходе к тексту у Вонга имеются весьма сильные сцены с точки зрения напряжения, саспенса и собственно хоррора. Правда долго побояться писатель вам не даст, перемежая ужастик очередным саркастическим пассажем, или фантасмагорически-дебильной сценой типа общения героев через сосиску хот-дога. Хотя есть исключения, когда мы видим прям таки натуральный «взрослый» хоррор почти без иронии.
Любопытна структура текста. Вонг постоянно играет со временем действия. Перед нами несколько временных пластов. В одном – герой общается с журналистом, рассказывая ему свою историю. В другом — основной части романа – нам досконально раскрывают эту самую историю из прошлого Дэвида, которая к тому же еще не закончилась. Но и это не все. Вонг явный и фанатичный поклонник тезиса: «не рассказывайте, а показывайте». Посему частенько нас ждет погружение третьего уровня. Находясь в прошлом, мы ныряем еще глубже в былое, автор переносит читателя на места ключевых событий, будто разворачивая перед нами натуральный кинематографический экран. Не зря за экранизацию романа довольно быстро взялся широко популярный в узких кругах режиссер Дон Коскарелли.
Персонажи глуповаты, молоды, инфантильны, не чураются наркоты. В общем, влюбят в себя изрядное количество юного народу. Особенно за бугром: у протагонистов как я уже говорил, чувство юмора американское по полной программе. Не пошутить про какашки, сиськи или пенис, через две страницы на третью – считай день потерян.
Повествование идет от первого лица Дэвида Вонга (ГГ — полный тезка автора), язык романа бойкий и легкий, действие сменяется переживаниями протагонистов, накал повышается с каждой главой. И даже то, что мы с самого начала знаем, что герои доживут как минимум до встречи с журналистом, лишь немного понижает градус восприятия. Тем более, в процессе чтения сюрпризов автор нам не пожалеет.
Эрго. Специфический, но довольно любопытный текст, сверстанный в стиле иронично-саркастичного хоррора, местами сваливающегося в треш, местами поднимающегося до комедии, местами вспоминающего о классическом ужастике. Зайдет роман далеко не всем, но как культурный феномен вполне имеет право на жизнь.
Мой обзор второй части цикла тут