Загадка полета Летящего, или Космохоррор, следующий учению о душе
2093 год. Земля умирает. У человечества остается единственный шанс. Инопланетный корабль, появившийся в далеком космосе. Возможно, чужаки смогут помочь хумансам. Хватаясь за соломинку, человечество отправляет навстречу инопланетному свой корабль. С группой ученых, которым поручено установить контакт с алиенами. Имеется на борту и козырная карта в виде телепата – существа могучего, но нестабильного и жутко пугающего всю команду.
Однако полет с самого начала пошел не по плану. Аварии, несчастные случаи, отказы систем. Первым подозреваемым в саботаже становится, конечно же, телепат. Но что если имеется еще одна сила, стремящаяся не допустить успеха миссии?
Не успели отгреметь крики на борту ORIGINА («Происхождение/Начало» (http://perekat.kiev.ua/происхождение-начало-origin-сериал-2018/ ) как нас порадовали новым космическим хоррором, на этот раз снятым по повести небезызвестного Дж. Мартина, автора знаменитой и вся никак не доберущейся до финала «Песни Льда и Пламени» (http://perekat.kiev.ua/igra-prestolov/ ). Да, к постановке он не имеет никакого отношения (контракт с HBO, знаете ли), но то, что в основе проекта лежит работа мощного фантаста, сказывается. Nightflyers радует нас не только флером «космо-ужастика», нагнетанием саспенса, напряжением, но и долгоиграющей интригой, смешанной с размышлениями на тему пространства/времени и разных путей развития человечества.
Начнем с атмосферы. Этот компонент удается почти всем недавним космопостановкам, вспомним хотя бы «Живое» и «За пределами». «Летящие» исключением не стали. У нас в наличии таинственная сила, вмешивающаяся в ход событий. И хотя мы довольно скоро узнаем, что она собой представляет (как на меня даже слишком скоро), ее мотивы по-прежнему долго остаются загадкой. Растущее напряжение, паранойя и тревога овладевающая экипажем, научной группой, а с ними и зрителем. Инопланетяне, предпринимающие неожиданный ход. Непредвиденные встречи. Хоррор-элементы, ждущие героев в реальности «Летящего», в виртуале и в их собственных головах. Смена жанров от ужаса до антиутопии и обратно. Реакции персонажей, раскрывающие перед нами палитру людской психики. Скука длинных перелетов, заставляющая людей пускаться во все тяжкие. Фанатичная убежденность, подгоняющая ответ под задачу и лишь подтверждающая мысль о том, что любой фанатизм это плохо. Извращенная любовь, подбивающая творить отнюдь не добрые вещи. Горе, способное превратиться в откровенную агрессию.
С точки зрения учения о душе Nightflyers аж никак не открывает Америку, но находится на крепком, профессиональном уровне. Психологии в сериале налито от души. Застарелые психотравмы героев, воспоминания, их ценность и тлетворное влияние, отношения родителей и детей, чувство вины, незавершенные гештальты буквально прописались на борту «Летящего» в качестве полноправных пассажиров.
Но и среди обычных членов рейса имеются любопытные образы.
Профессор Карл Д’Бранин (Маккен). Человек, потерявший дочь во время одной из многочисленных эпидемий и не простивший себе этой смерти. Его брак на грани распада, а червь вины гложет душу не переставая. Кстати, именно он обнаружил инопланетный корабль.
Психолог Агата Мэтисон (Мол («Подпольная империя», «Манчестер у моря») наставница, нянька телепата, объект его сексуальных фантазий, а заодно «бывшая» Карла. Женщина, которая пару раз нас серьезно удивит.
Загадочный капитан Рой Эрис (Аджала). Фанатичный ксенобиолог Роуэн (Сэмпсон). Нервная нейрокомпьютерщик Ломми (Эшет). Идеальная модификант-инженер Меланта (Тёрнер-Смит). Верный помощник капитана (вот только какого?) Огги (О’Бирн).
К сожалению, на качественное прописывание всех персонажей пороху у постановщиков не хватило, но и за тех, кого проработали – спасибо.
Да, постановка камерная и не очень дорогая. Подавляющее большинство съемок — павильонные. Интересных героев не очень много. При этом картинки корабля в космосе смотрятся красиво. Особенно порадовал космолет, проносящийся мимо частично колонизированной Луны. Да и сам по себе «Летящий» впечатляет. Купол, под которым скрывается настоящий лес. Огромное кольцо, несущее на себе эти самые купола. Изящество и функциональность. Не понятно лишь, зачем он создан таких циклопических размеров, но то таке. Помимо корабля имеется некоторое дополнительное количество любопытных моментов, типа той же сферы воспоминаний с технологией сохранения и считывания памяти.
И кончено же, вистов постановке добавляет телепат Тэйл (Страйк). Это не просто человек, обладающий способностями, а натуральный монстр, которого с детства отбирают у родителей и воспитывают как живое орудие. Злой ребенок, не умеющий жить в обществе. Агрессивное, социопатичное существо, способное на любую пакость, причиняющее боль ради забавы. По крайней мере, так кажется поначалу. Но со временем мы понимаем, что все далеко не так просто. Чувствуем боль этого человека. Разделяем его проклятие. Наблюдаем преображение, проходимое Тэйлом в процессе. Вышел очень интересный развивающийся образ. В дебютных сериях его слишком уж много, но потом достигается какая-никакая гармония формы и содержания.
Так как литературная основа не слишком объемна, создателям сериала пришлось много думать, чем занять героев целых 10 серий. Они скорее справились с задачей, чем нет. Постановщики позаботились, чтобы зритель не скучал, наблюдая за решением всего одной проблемы. Их у героев будет несколько, каждая судьбоносна и грозит гибелью. На экваторе проекта протагонисты вроде как преодолевают одну глобальную перипетию, но оказывается, что этим открывают путь другой, не менее, а точнее более серьезной. При этом не решив до конца стартовую проблему. Забавный ход.
Имеются любопытные идейные моменты. Вопросы сектантства, от луддитов на Луне, до женской утопии на «Орле». Этот «иной путь развития человечества» постановщики безусловно отвергают, хотя будем честными, здравых зерен в некоторых идеях типа той же экономии энергии, или отношения к технологиям «без фанатизма», хватает. Размышления о пространстве-времени, о возможности того, что наше классическое представление об этих понятиях является далеко не единственным, и не факт что таким уж правильным.
Да, ближе к завершению проекта, герои, утомленные нарзаном, пардон длинным перелетом и усталостью сценаристов, начинают вести себя слишком уж неадекватно. Да и до этого хватает «косяков» в поведении.
Да, управление космолетом организовано из рук вон плохо, как и жизнь на борту. Порадовал персонаж, после парочки совершенных ним убийств, просто мирно препровожденный в незапертую каюту.
Да, мир будущего, покинутый улетевшими в ночь персонажами, практически не проработан, скорее намечен парой-тройкой мазков.
Да, к сюжету хватает вопросов, а к сценарию крепких нецензурных слов.
Да, многое из показанного в сериале мы уже видели и не раз.
Но при всем этом, большую часть времени Nightflyers смотрится вполне прилично. Аж никак не шедевр, но как скромный космохоррор с психологическим соусом, сериал на своем месте.
Что касается финальной сцены, показанной в начале. На самом деле, это не совсем финальная сцена.
Эрго. Космический хоррор без особых претензий и сверхоригинальности, с приятной атмосферой загадки и саспенса, массой психологических этюдов. В сюжете хватает дыр, а в поведении персонажей нелепостей, но как жанровое кино отвращения не вызывает.
Режиссер: Эндрю МакКарти, Майк Кэхилл, Мэгги Кили
В ролях: Джоди Смит, Гретхен Мол, Оуэн Мэкен, Дэвид Аджала, Энгус Сэмпсон, Сэм Страйк, Майя Эшет, Брайан Ф. О`Бирн, Филлип Риз
P. S. Повесть Мартина на порядки более камерна, без заявленных в сериале глобальных проблем и спасения Земли. Рассказывает работа Джорджа в первую очередь о Пути, Поиске и Охоте за мечтой, не забывая при этом интриговать и пугать читателя. На борту Летящего всего десяток персонажей, причем экипаж состоит из одного единственного Роя Эриса. Никаких умерших дочерей, толп злых женщин, нерожденных младенцев и роковых любовей там нет как класс, зато много трупов, секса и алкоголя. Мир будущего намечен гораздо ярче, несмотря на скромные объемы повести, плюс, там хотя бы говорится кто такие эти самые волкрины, чем сериал не может похвастать в принципе. В сериал из книги взяли лишь часть персонажей (главный протагонист в книге между прочим — Меланта) и основную линию с таинственной силой, причем оставив за скобками главную фишку этой самой силы.