Ненаписанный роман Кинга, или Размышления о природе Тьмы
Адвокат Генри Дивер (Холланд) не собирался возвращаться в свой родной городок Касл-Рок. Однако анонимный звонок из тюрьмы Шоушенк в корне изменил его планы. Оказывается, после смерти старого начальника тюрьмы, там, в закрытом крыле обнаружили парня, уже не первый год запертого в клетке. Его отпечатков пальцев нет в базе, он отказывается говорить, единственными его словами за все время стали имя и фамилия. Генри Дивер.
Генри, приехав в Касл-Рок со всем пылом бросается на защиту неизвестного, намереваясь вскоре вытащить его на свободу и слупить с тюрьмы кругленькую сумму.
Но что если этот милый парень был заперт в клетке не просто так? Что если Генри собирается выпустить на свет то, чему лучше бы оставаться в заточении?
Королю ужасов грех жаловаться на внимание со стороны киношников. Сериалы типа «Под куполом» (http://perekat.kiev.ua/под-куполом-under-the-dome-сериал-2013/ ), «Тумана» (http://perekat.kiev.ua/мгла-туман-кинг-the-mist-сериал-2017/ ) или «11/22/63» (http://perekat.kiev.ua/11-22-63-сериал-2016-king/ ). Полнометражные работы, от классического «Побега из Шоушенка», или «Сияния» до современных «Темной башни» (http://perekat.kiev.ua/тёмная-башня-the-dark-tower-2017-рецензия-обзор/ ) или новенького «Оно» (http://perekat.kiev.ua/оно-it-2017-кинг-king/).
Результаты выходили разными. Когда получался шедевр, когда крепкий середняк, когда откровенное фуфло. Однако все фильмы основывались на конкретных произведениях дядьки Кинга. Создатели Castle Rock поступили по-другому. Взяв за основу дух работ Стивена, но не конкретную книгу. Поместив нас в его «любимый» Касл-Рок и разбросав по тексту изрядное количество пасхалок и отсылок. При этом создав абсолютно независимую историю. О Добре и Зле. О Времени, Памяти и причудах человеческого мозга. О благих намерениях и вымощенной ими дороге. О маленьких американских городках и скелетах в шкафу. И главное — о людях и тайнах их психики.
Первая часть сериала снята в тюремной стилистике, теме, которой Кинг в свое время уделял изрядно внимания (вспомним хотя бы «Спасение из Шоушенка», «Зеленую милю»). Кстати, следующий сезон постановщики обещают с мистическим уклоном.
С ходу хочется отметить атмосферу проекта. Депрессивный регион с заброшенными домами, редкими машинами, одним баром-фастфудом на много километров вокруг. Серые тона, уставшие люди, вымотанные охранники. И груз темного прошлого, окутывающего весь город. Где, как не в таком уютном местечке гнездиться злу.
Билл Скарсгард («Дивергент», «Взрывная блондинка», «Оно») хорош. У него практически нет текста, и работает Билл большую часть времени одними глазами. И взгляд у него порой получается такой, что «ух»! А в другой момент перед нами растерянный, потерявшийся, доверчивый, худосочный парень.
Долгое время мы попросту не понимаем что происходит. То, что с героем Скарсгарда что-то не так, ясно и ежу. Но что? Неужто перед нами сам Повелитель Лжи? Или его наследник типа Омена? Или стихийное воплощение темных качеств гомо сапиенс? Или древний дух места? Инопланетянин? Пусковой рычаг человеческого негатива? Или обычный мальчишка с необычной хворью? Влияет ли он вообще как-то на происходящее, или это лишь совпадения? Злые случайности, рядом с ним приобретающие большую вероятность? И даже когда появляются некоторые намеки на ответы (напоминаю — сериал все-таки снят в духе Стивена Кинга), эти вопросы будут мучить нас почти все время.
Соответственно в похожем ключе будут развиваться и ваши ожидания. Что перед нами?
«Салимов удел»? «Необходимые вещи»? Сага о борьбе с Тьмой? Рассказ о том, что люди, по хорошей национальной традиции, в потустороннее Зло не верят? Продажные чиновники, отмороженные бандиты, финансовый и прочие кризисы, бешеные собаки, упадок и вымирание малых городов – это да, это настоящее зло. Инфернальные существа – нет.
Не верят и относятся к нему по-человечески. Вот и выходит неаккуратненько. Хотели как лучше… Испортить многолетнюю работу других – да пожалуйста! Поставить согорожан на край гибели — без проблем. И все исключительно с благими намерениями.
Или размышления о том, что именно так ведут себя подавляющее большинство гомо сапиенсов? Слава Богу, говорит Стивен, иногда, очень редко, встречаются и другие. Именно они и становятся главными героями его книг, написанных в следующем любимом антураже Кинга – этой самой борьбы со злом. Среди них попадаются представители старого поколения и молодые люди. Мужчины, женщины и дети. Кстати шансов выжить у активно противостоящих тьме, однозначно больше чем у неверующих или испугавшихся. По крайней мере, Стивен в этом свято уверен.
Или мы смотрим исключительно психологические этюды? О худших людских качествах, до этого тлевших под тонким покровом цивилизованности? О злобе, ненависти, нетерпимости, обиде, гордыне, комплексах, ждущих малейшего повода, чтобы вырваться наружу. Самой притянутой за уши причины, чтобы выплеснуть свою чернуху на соседей. Бури на солнце. Пожара по соседству. По самые гланды надоевших сослуживцев, ведущих себя как животные. Вусмерть утомившей супруги. Нескладного парня с перекошенной фигурой. Пришельцев. Правительства с секретными экспериментами. Гласа господа. Дьявола в чулане. Да что угодно! И понеслось!
В общем, сериал дает возможность каждому зрителю ответить на вопросы о природе Тьмы самостоятельно.
В проекте две основных линии. История с освобождением из тюрьмы неизвестного парня.
И загадочного исчезновения Генри в юности, его отношениях с отцом, а также с голосом Бога. Нас периодически окунают в прошлое. В далекий 1991, время, когда Генри и Молли были подростками. Время, когда в Касл-Роке произошло одно из тех таинственно-кровавых событий, которыми так славен этот городок. Одно из последних на долгие годы.
Но строится эта линия не только на ретроспективах. Она опирается и на происходящее в наши дни. На воспоминания, напрочь утраченные Генри тогда, и начинающие постепенно возвращаться сейчас. На случайные находки и встречи. Открытия, идущие через недоверие и отрицание. Понимание и осознание мира вокруг.
Генри Дивер (Андре Холланд, изрядно похожий на молодого Дензела Вашингтона) в целом хорош. Мальчишка, усыновленный священником, переживший в детстве загадочную трагедию с собственным исчезновением и гибелью отца. Ставший для большинства горожан чужаком и даже возможным убийцей. Во взрослые годы занявшийся защитой смертников. Проигрывающий процессы один за одним и впадающий от этого в неприкрытое отчаяние. Воспринявший звонок из Шоушенка как знак свыше и отчаянно ринувшийся в бой за спасение парня.
Вторая главная протагонистка сериала Молли Стрэнд (Лински) и вовсе обладает одной крайне любопытной особенностью. Эмпатия, точнее в данном случае прямое ощущение мыслей, чувств других людей, их слов, сказанных на далеком расстоянии от Молли. Особенно это касается некоторых гомо сапиенсов. В нашем случае непосредственно Генри. Что как вы понимаете, изрядно добавляет остроты в блюдо их отношений. Это, и один поступок, совершенный в чудесные подростковые годы.
Также достанется миг славы в формате целой серии матери Генри — Рут Дивер (Сисси Спейсек – эта актриса в 1976 исполнила роль Кэрри в одноименном фильме по книге Кинга).
Практически у каждого жителя Касл-Рока свой скелет в шкафу, порой не один. Причем некоторые своих костяных жильцов не знают, подзабыли за давностью лет, некоторые сумели вроде как с ними ужиться. Но чтоб вы не сомневались, в нужный момент они бодро повыпрыгивают из-за неплотно прикрытых дверей. Это все-таки сериал по Стивену Кингу.
Эрго. Атмосферные вариации на тему ненаписанного романа Короля Ужасов. За развитием сюжета следить весьма любопытно.
Режиссер: Майкл Аппендаль, Дэниэл Эттиэс, Кевин Хукс
В ролях: Мелани Лински, Андре Холланд, Джейн Леви, Терри О`Куинн, Скотт Гленн, Билл Скарсгард, Сисси Спейсек, Калил Харрис, Чоузен Джейкобс, Эрик Шарп
P. S. Не скажу, что финальные пространственно-межмировые забавы постановщиков меня покорили, возможно стоило развязать ситуацию по-другому, но и эта версия вполне имеет право на жизнь. Правда тогда абсолютно непонятна фраза начальника к заключенному насчет «когда тебя найдут зови Генри Дивера». А то он не в курсе был, кого ему звать.